Арест Евгения Урлашова по обвинению в получении «отката» многие связывают с его политическими амбициями — с тем, что ярославский мэр замахнулся на губернаторское кресло.
«Чем больше федеральные телеканалы представляют «доказательства» Следственного комитета РФ о виновности Урлашова, тем больше народ понимает политическую подоплеку процесса, — рассказал «Особой букве» Кирилл Шулика, заместитель председателя партии «Демократический выбор», который сотрудничал с Урлашовым во время выборов мэра в марте 2012 года. — Потому что не показали ничего: не показали ни деньги, которые у него изъяли по протоколу (только сотовый телефон). Все видеозаписи, которые постоянно вбрасываются, ровным счетом ничего не доказывают, потому что на них ничего не видно и не слышно. Аудиозапись все специалисты, разбирающиеся в этом, считают смонтированной. 16 июля показали якобы очную ставку Урлашова с потерпевшим — но это же не очная ставка: говорил один, а Урлашов не задавал никаких вопросов. По словам адвокатов, мэру это сделать не дали, и очная ставка была сорвана. И по ТВ все выглядит так, что уголовное дело фабрикуется… Даже противники Евгения говорят: «Да, Урлашов доигрался», намекая на политику. Мэра Ярославля звали обратно в «Единую Россию» и «Народный фронт». Если б он туда ушел, для всех очевидно, что никакого ареста и дела бы не было».
Материал по теме: у власти не было иного выхода, кроме посадки Евгения Урлашова, — впервые с ельцинских времен Кремль мог потерять целый регион. Есть у мэра и менее влиятельные враги. (ДАЛЕЕ)
В том, что «дело Урлашова» политическое, мало кто сомневается в Москве. Однако оппозиционерам Ярославля эта версия теперь не кажется столь уж очевидной — по крайней мере они до конца не определились, стоит ли бороться за арестованного градоначальника.
Даже «Единая Россия» поначалу отреагировала на арест Урлашова неоднозначно. Так, 10 июля Ирина Воробьева от имени ярославского отделения партии власти дала достаточно нейтральный комментарий:
«Задержание мэра Ярославля Евгения Урлашова и других сотрудников мэрии сейчас обсуждается в самых разных плоскостях и наклонениях. Наряду с официальными заявлениями появляется непроверенная информация и видеоматериалы из неофициальных источников.
Поэтому от лица членов и сторонников «Единой России» мы обращаемся в Следственный комитет России с просьбой обнародовать все имеющиеся у них доказательства. Кроме того, мы просим, чтобы все действия в отношении подозреваемых проводились максимально открыто и публично. Для этого мы предлагаем сформировать независимую общественную комиссию, члены которой могли бы присутствовать на всех следственных действиях и мероприятиях.
Мы не хотели бы, чтобы различные политические силы оказывали давление на следствие. Использовать беду человека в своих целях и на этой волне критиковать политических оппонентов, на наш взгляд, недопустимо и бесчеловечно».
Правда, неделю спустя секретарь генсовета «ЕР» Сергей Неверов, которого Урлашов в интервью РИА «Новости» назвал «человеком абсолютно порядочным и честным», прямо, по-партийному расставил точки над «i»:
«Это действительно пощечина жителям Ярославля, только со стороны Урлашова. Доверие, которое ему оказали ярославцы, избрав мэром, он конвертировал в банальные поборы, о чем сегодня говорят следственные органы. Когда поддержку избирателей превращают в разменную монету своих меркантильных интересов — это неуважение: и к людям и к закону», — сказал он.
Попутно Неверов отчитал и свою соратницу Воробьеву, которая позволила себе непростительную мягкость, говоря о врагах стабильности.
О таких мелочах, как презумпция невиновности, высокопоставленный партиец, наверное, не слышал. Факт «поборов», которые якобы осуществлял Урлашов, для Неверова сомнению не подлежит.
Ярославское отделение ЛДПР никак не отреагировало на арест градоначальника. За всю партию высказался вождь, который назвал Урлашова «предателем» и сравнил со Сноуденом:
«Он (Сноуден. — Ред.) сдает секреты США не потому, что он за свободу. Он вырос в условиях США, но где-то обидели, как Урлашова. Это психотип людей».
Заодно Владимир Жириновский проехался по конкурентам из КПРФ и «Справедливой России»:
«И коммунисты молчат — им стыдно. Потому что везде, где арестовывают их мэров, в основном действительно коррупция. А почему коррупция идет от левых сил? Урлашов — кто его поддержал? Прохоров, КПРФ и «Справедливая Россия». Объединенный кандидат. Вот их объединенный кандидат и рухнул».
Отметим, что «СР» отрядила на митинг в Ярославль депутата Государственной думы — Анатолия Грешневикова.
А вот коммунисты заняли двойственную позицию. На митинге в защиту Урлашова выступил с прочувствованной речью депутат муниципалитета, председатель Ярославского обкома КПРФ Александр Воробьев. В то же время Виктор Колосков, помощник депутата Госдумы (фракция КПРФ) от Ярославской области, сообщил в беседе с «Особой буквой», что «консолидированной позиции компартии по Урлашову не выработано»:
«Если говорить о региональном отделении коммунистической партии Ярославской области, то здесь есть одна особенность — руководство этого отделения пошло на тесный союз с Урлашовым и его поддерживает, несмотря ни на что: ни на провалы в экономике города, ни на провалы в социальной политике, которые появились с появлением Урлашова . Часть коммунистов выступает резко против такой поддержки. Но пока они в меньшинстве».
«В этом нет никакой политической логики, — убежден Колосков. — Нельзя поддерживать коммунистам партию олигарха («Гражданскую платформу», возглавляемую Михаилом Прохоровым. — Ред.), председателем которой в Ярославле был Урлашов. А раз нет политической логики, значит, в этом играют роль интересы. Они могут быть разные, в том числе и корыстные».
Ярославская журналистка, попросившая остаться неназванной (руководство ее редакции запретило сотрудникам давать какие-либо комментарии по «делу Урлашова»), рассказала, что глава обкома компартии Воробьев «получал деньги на выборы» от «Гражданской платформы». По ее данным, к аресту Урлашова могут быть причастны люди из ближайшего окружения мэра:
«Его окружение — пресс-секретарь Ефимова и Лопатин. Они к мэру никого не подпускали, создали вокруг него зону непроходимости. А сами, в общем-то, не здешние, с апломбом. А ведь Урлашова многие предупреждали, что подставят именно эти люди, которые и подставили...»
Стоит отметить, что «Гражданская платформа», являющаяся, похоже, чуть ли не главным спонсором всей ярославской оппозиции, старается не акцентировать внимание на себе. Мероприятия в поддержку мэра, принадлежащего к партии Прохорова, носят подчеркнуто надпартийный характер.
Тем временем политический детектив в Ярославле продолжается. Заместитель мэра Олег Виноградов, которого Евгений Урлашов назначил «и.о.» уже после своего ареста, обещает «не отдать мэрию единороссам». Однако на первый пост в Ярославле претендует и другой заместитель Урлашова — Александр Нечаев.
Как сообщает Lenta.Ru, еще в мае 2013 года, когда Урлашов был на свободе, мэрия выпустила постановление, регламентирующее работу ведомства в отсутствие мэра. В нем говорится, что обязанности мэра переходят к заместителю по вопросам социальной политики и культуры, то есть к Нечаеву. На этот документ и ссылается теперь Нечаев, когда говорит, что исполняющим обязанности является именно он. Однако в постановлении имеется оговорка: «Если иное не установлено муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля».
Хотя у Александра Нечаева есть сильный козырь — его поддерживает руководство области. Очевидно, этим летом Ярославль станет одним из центров политической активности в России.
Материал подготовили: Аглая Большакова, Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии