А Б В Шрифт

Власти России проводят бессмысленные и затратные гуманитарные операции в странах «третьего мира»

Владимир ТИТОВ,

корреспондент «Особой буквы»

Да не оскудеет рука «встающей с колен»

Списание долгов и гуманитарные операции позволили странам «третьего мира» поправить свое положение за счет России. Но России это не дает ничего. СССР благодаря гуманитарной помощи решал геополитические задачи, РФ, видимо, тешит имперское самолюбие.
Да не оскудеет рука «встающей с колен» 13 августа 2013
Российская Федерация направит голодающим трудящимся Никарагуа 100 тонн пшеницы. С декабря по сентябрь гуманитарная помощь будет отгружена в никарагуанском порту Коринто. Щедрый подарок будет оплачен из бюджета нашей страны — то есть из карманов российских налогоплательщиков. Business FM отмечает, что Москва уже не в первый раз оказывает помощь этой центральноамериканской стране. И, судя по всему, не в последний. Несомненно, голодающие никарагуанские трудящиеся будут рады (если только местное правительство, как это часто бывает в слаборазвитых государствах, не разворует гуманитарную помощь). Наши экспортеры зерна тоже будут довольны. А какая польза России в целом от этого широкого жеста?

Как известно, «Россия — щедрая душа». Может быть, пенсионеры из Орловской или Костромской области усомнятся в этом, вспомнив, сколько им ежемесячно приносит почтальон. Тогда пусть они включат телевизор, где Екатерина Андреева расскажет им, как наша страна помогает нуждающимся.

Нынешней осенью российская пшеница накормит голодающий никарагуанский народ. А с прошлого года РФ регулярно отправляет гуманитарную помощь в Сирию, охваченную гражданской войной. В 2010 году, когда киргизские националисты устроили резню узбеков и те начали искать спасение в родном Узбекистане, МЧС России отправило в эту страну 120 тонн гуманитарной помощи — мясные и рыбные консервы, детское питание, палатки, одеяла и тому подобное. В том же году российская гуманитарная помощь отправилась в Турцию, пострадавшую от землетрясения. И, когда в начале 2010 года землетрясение разрушило гаитянский Порт-о-Пренс, отечественные «оранжевые береты» не только привезли туда еду и медикаменты, но и, не страшась мародеров, развернули полевые госпитали.

Здесь перечислены лишь некоторые зарубежные операции Министерства чрезвычайных ситуаций.

Но этим щедрость российского руководства не ограничивается. В разные периоды истории наше государство щедро кредитовало партнеров из числа стран «третьего мира». В приличном обществе полагается возвращать долги, но лидеры стран «третьего мира» считают подобные нормы глупой выдумкой. Уважая традиции своих партнеров, Кремль списывает многомиллиардные долги, розданные еще в советское время.

Вот несколько цифр для поднятия патриотизма.

«Год 2000-й. Списание 11-миллиардного (в долларовом эквиваленте) долга Вьетнаму.

Год 2003-й. Списание иракского долга в размере 12 миллиардов долларов.

Год 2007-й. Россия списывает Алжиру долг в размере 4,7 миллиарда долларов в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.

Год 2007-й. Монголии списан долг в 11,1 миллиарда долларов.

Год 2007-й. Россия прощает Афганистану ту же (около 11 миллиардов долларов) сумму долга.

Год 2008-й. Россия в обмен на выгодные контракты списывает долг в размере 4,6 миллиардов долларов Ливии. Контракты потом пришлось быстро сворачивать в связи с известными событиями.

Год 2010-й. Снова Монголия. Списание уже российского долга в размере 168 миллионов (не миллиардов) долларов.

Год 2012-й. Российская Федерация списывает целому ряду африканских стран долг в размере около 20 миллиардов долларов.

Год 2012-й. Списан 11-миллиардный (какое-то магическое число долга) КНДР.

Год 2012-й. Списан долг Киргизии в размере около 0,5 миллиарда долларов.

Год 2013-й. Проводится реструктуризация кубинского долга, который, по некоторым данным, составляет около 30 миллиардов долларов.

А кто-то еще кричит «хватит кормить Кавказ!». Да северокавказские республики хотя бы на бумаге являются российской территорией...

Неумеренная щедрость — наша давняя традиция. СССР «помогал» едва ли не половине планеты. Советские инженеры и строители возводили дороги и плотины в странах «народной демократии»; советские медики лечили темнокожий интернационал от малярии, желтой лихорадки и других экзотических заболеваний; в советских вузах готовили специалистов для стран, где после «свержения колониального ига» и изгнания белых угнетателей не осталось грамотных людей…

Вот некоторые данные по сотрудничеству СССР и Алжира. «Сотрудничество», правда, было несколько односторонним…

«После установления дипломатических отношений между двумя странами (19—23 марта 1962 года) Советский Союз оказывал Алжиру следующую материальную помощь:

— по правительственной линии: в августе — октябре 1962 года в связи с просьбой ВПАР в Алжир была направлена бесплатная помощь продовольствием: 10 000 тонн пшеницы, 5000 тонн сахара, 500 тонн растительного масла, 1 млн банок сгущенного молока и 1 млн банок рыбных консервов.

В декабре 1962 года в Алжир выехали две группы советских медработников (10 человек) сроком на шесть месяцев для оказания медицинской помощи алжирскому населению. Одновременно в Алжир было поставлено медикаментов на сумму 40 000 рублей. В июне 1963 года срок пребывания советских врачей в НДА был продлен до 1 января 1964 года.

— по линии советских общественных организаций (Комитет солидарности стран Азии и Африки, Комитет защиты мира, КСЖ8, СОКК и КП СССР) в 1962—1963 годах Алжиру оказана помощь продовольствием и медикаментами на сумму свыше 50 000 рублей, в том числе было поставлено: 50 тонн муки, 7,5 тонн сахара, более 10 000 банок сгущенного молока, одежды, обуви и школьных принадлежностей для алжирских детей — на 12 000 рублей, а также медикаментов на сумму около 7000 рублей».

Пусть читателей не смущают несерьезные цифры: советский рубль середины прошлого века был весьма солидной валютой. По относительной покупательной способности советский рубль 1960-х можно приравнять к 500 современным российским рублям.

А вот что представляло собой советско-индонезийское «сотрудничество»:

«На условиях долгосрочных кредитов ввозятся в страну советские сельскохозяйственные машины. При участии советских специалистов строятся фабрики искусственных удобрений. Советские рисоводы по просьбе индонезийского правительства организовали на Яве и Калимантане образцовые государственные хозяйства, которые будут помогать крестьянам обрабатывать земли, снабжать их сортовыми семенами, внедрять передовые методы сельского хозяйства.

Вдоль восточного побережья Калимантана прокладываются с помощью Советского Союза шоссейные дороги. Они позволят освоить для сельского хозяйства земли, сейчас покрытые джунглями».

Такая идиллия царила на рубеже 1950—1960-х годов. Пройдет немного лет, и товарищ Сукарно устроит массовое избиение местных коммунистов...

В 1955—1958 годах СССР установил дипломатические отношения с целым рядом молодых африканских государств: Ганой, Гвинеей, Ливией, Либерией, Марокко, Суданом и Тунисом. При финансовой и технической помощи СССР в этих странах было построено около 6000 предприятий.

Заметьте: речь идет исключительно о мирных поставках. Военная помощь, которую СССР оказывал братским странам, — это особая статья.

Зачем все это делалось — в общем, понятно. Отправляя комбайны и танки, пенициллин и сахар в страны «третьего мира», где банды лесных головорезов поднимали красное знамя, советское правительство покупало лояльность лидеров новых государств. В обмен на «калашниковы» и фактически невозвратные кредиты они соглашались размещать советские военные базы на своей территории и голосовать в ООН за московские инициативы.

Оправдалась ли такая стратегия? Для СССР — да, по крайней мере на определенном этапе. Для его преемницы России — очевидно нет.

И ведь нельзя сказать, что Советский Союз оказывал помощь от избытка. Наша страна надрывалась, но тянула на себе «народно-демократических» нахлебников. В то время, как советские работяги прокладывали шоссе в джунглях и пустынях, русские деревни в Нечерноземье, как и при царе Горохе, связывали размытые грунтовки. У Москвы находились средства на электрификацию бирманских и ангольских джунглей, а между тем десятки тысяч деревень, стоявшие сотни лет, внезапно оказались «неперспективными». СССР поставлял голодающим сахар, сгущенку и прочие вкусности, но в советских магазинах пустые прилавки стали привычными задолго до перестройки. Дефицит на «товары народного потребления» в первом в мире государстве рабочих и крестьян был настолько всеобъемлющим, что его не стеснялись отображать даже в подцензурных советских кинокомедиях (вспомните эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где изобретатель машины времени бегает по Москве в поисках транзисторов). Для того чтобы «достать» совершенно тривиальные вещи, приходилось идти на немыслимые, с точки зрения современного человека, ухищрения.

Разумеется, на партсобраниях советские трудящиеся не могли сдержать «чувства глубокого внутреннего удовлетворения», когда парторг разливался соловьем про «братскую помощь». В частных разговорах люди осмеливались ворчать — зачем, дескать, начальство тратит народные рубли на поддержку прожорливых «братьев» и «друзей»… А те, кто внимательно читал газеты (наш народ всегда был не чужд политике, еще в чеховских рассказах мещане обсуждают Бисмарка, Биконсфильда и Гамбетту), те обращали внимание, что недавние прогрессивные лидеры то и дело превращались в реакционную клику на службе империалистов.

Хитрые туземные вожди следовали русской поговорке «Ласковое телятко двух маток сосет». И если оказывалось, что у вашингтонской «матки» молочко жирнее, чем у московской, лидеры без лишних сомнений меняли ориентацию. Яркий пример — Мухаммад Анвар ас-Садат.

Но, как бы то ни было, советская «братская помощь» имела геополитическое обоснование. А вот аттракцион неслыханной щедрости, который демонстрируют современное руководство России, невозможно объяснить никакими политическими резонами. «Патриоты» твердят, что, прощая долги, РФ приобретает верных друзей и соратников. Однако практика опровергает эту кухонную геополитику. Правительства стран, которым Москва «реструктуризировала» долг, почему-то не превращаются в наших верных вассалов.

То, что у России нет ни одного надежного союзника, замечательно иллюстрирует позорная ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии. Эти республики, фактически отвоеванные у Грузии пять лет назад, до сих пор признали только пять государств: собственно РФ, Венесуэла, Никарагуа, а также пара атоллов в Тихом океане — Науру и Тувалу. Остальные решили не раздражать мировое сообщество, первую скрипку в котором играет сами знаете кто…

Последняя отговорка «охранителей», понимающих, что отношение Кремля к странам-должникам выглядит странно, звучит так: а с них, мол, все равно ничего не получить. Это отчасти верно. Ким Чен Ын вряд ли вернет 11 млрд долларов, которые задолжала КНДР. То же можно сказать про Ливию, Ирак и Афганистан. При этом России сейчас нет возможности принудить должников к расплате.

Однако политическая конъюнктура имеет свойство меняться. И самое разумное, что могло бы сделать руководство России, — это сохранять «долговые расписки» до лучших времен.

Но теперь хранить уже нечего. А щедрость Кремля оплатят его верные избиратели. Не впервой.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.