Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода
На мой взгляд, мы имеем дело с обычной лоббистской борьбой, когда разные кандидаты пытаются укрепить свои позиции. Я, в общем, неплохо оцениваю шансы Сергея Степашина сохранить этот пост, потому что он лично знаком с Владимиром Путиным еще по Санкт-Петербургу.
Степашин — человек довольно лояльный. А назначать на должность главы Счетной палаты кого-то, кто мог бы пытаться превратить ее в серьезный политический рычаг — типа деятельного адвоката Андрея Макарова, — это определенный риск. Сейчас должность носит второстепенный характер и, полагаю, используется в основном в рамках всякого рода информационных войн между разными группировками в правительстве и Администрации президента.
Счетная палата — это такой дефектный орган, который может запрашивать любую информацию, но не может выдавать распоряжений, обязательных к исполнению. Она не может сказать: вы должны этот контракт отменить и заключить по-новому, как, например, ФАС России. Соответственно это как бы недопрокуратура, недоследственный комитет.
СП действительно, получив доступ к внутренней бухгалтерии какой-то госорганизации, может вскрыть там настоящие или мнимые нарушения, может перенести это в публичную сферу, если руководство палаты сочтет нужным. Но дальше вступают в силу более высокие инстанции — силовые структуры. Они либо будут возбуждать дело, либо нет. По закону они не обязаны на это реагировать.
Летом возник слух, что Алексей Кудрин будет назначен на пост руководителя СП. Для Кудрина это было бы заведомо комедийное понижение, на которое он бы точно не пошел. Для Татьяны Голиковой, скорее всего, это тоже понижение, потому что статус помощника президента при сохранении ее назначенцев в министерствах и подведомственных агентствах — это неплохо. Я не уверен, что статус руководителя Счетной палаты выше.
Кроме того, по Голиковой есть важный аспект. Помощник президента Эльвира Набиуллина уже получила очень хорошее назначение в ЦБ РФ. Если Голикова сейчас будет назначена в СП, это означает, что на протяжении нескольких лет она выпадает из числа претендентов на освобождающиеся престижные вакансии.
В настоящее время группа лиц — бывших министров, переквалифицировавшихся в помощники президента, — это некий кадровый резерв, который может быть востребован на очень серьезных должностях.
***
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра политической конъюнктуры России
Кандидат уже определен, просто не произошло его назначение. Дело в том, что Голикова будет избираться вместе с аудиторами. Ведутся консультации именно по вопросу аудиторов. До конца указанный процесс не завершен. Но вероятность назначения на пост главы Счетной платы Голиковой очень высокая. Степашина точно не будет — он уже там два срока подряд, а согласно законодательству, более двух сроков нельзя. Макаров, на мой взгляд, тоже кандидат непроходной.
Как понижение назначение Голиковой на пост главы СП рассматривать нельзя. Помощник президента в данном случае, особенно не по профильному направлению — Осетия, Абхазия, — намного слабее позиции руководителя Счетной палаты. Тем более после расширения ее функционала — Голикова сможет утверждать инвестпроекты. Думаю, для нее это повышение.
Роль СП усилится, аппаратный вес возрастет, с учетом того, что палата будет формироваться с помощью парламентских партий. Если раньше она была оригинальным клоном Генпрокуратуры по вопросам коррупционной деятельности, то теперь превращается инструмент парламентского контроля за госрасходами.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии