На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

16 января 2025

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Украинский рецепт противоядия от «вискарика» в кабинете вице-мэра и других «сливов» протеста

Аглая БОЛЬШАКОВА,

обозреватель «Особой буквы»

Партбилет на Майдан

Главный урок, который дает протестная Украина протестной России: без развитых партийных структур, имеющих тысячи «политических солдат», эффективный политический протест невозможен.
Партбилет на Майдан 2 декабря 2013
Хребет Евромайдана — это три партии, три политических столпа украинского протеста: «Удар», «Батькивщина», «Свобода». Есть еще куча других, поменьше, но вот эти три являются системообразующими. Масса украинских «рассерженных горожан» уже охватывает их структуры, их партийный костяк. И именно таких партий не хватает сегодняшней России.

Уже неважно, скинет Майдан Януковича и Азарова с властного Олимпа, или же скинет только одного Азарова, или оба они в этот раз кое-как усидят, обреченно ожидая выборов 2015 года. У украинцев уже получилось, они уже не дрогнули под ударами «Беркута», не разошлись сами по себе после окончания Вильнюсского саммита, «когда тема иссякла». Украинцы уже сделали что-то непостижимое — поставили на грань революции страну, еще несколько недель назад казавшуюся сонным болотом, впавшим в летаргию под тяжестью разочарований от Майдана 2004 года.

И важно то, что Майдан, хоть и называется теперь Евромайданом, уже не может быть объяснен одним лишь возмущением внешнеполитическим разворотом Януковича и отказом от евроинтеграции. Конечно, европейский фактор являлся спусковым крючком, но видно, что сотни тысяч человек, вышедших в центр Киева 1 декабря, десятки тысяч оставшихся ночевать на площадях и захватывавших здания были движимы не одной лишь европейской темой. Украинцев опять достала действующая власть, достали коррупция, кумовство, олигархия и произвол милиции, и они испытывают досаду от того, что не смогли раз и навсегда решить эти проблемы во времена оранжевой революции: при помощи люстраций, масштабных реформ МВД и судебной системы, антикоррупционных судебных процессов.

Исправить ошибки девятилетней давности — вот что теперь хотят многие. Создать такое политическое пространство, в котором даже теоретически будет невозможно осуществление лихих внутриполитических и внешнеполитических маневров в стратегически важных вопросах без общенационального обсуждения. Не в этот раз, так в следующий, но они, украинцы, все изменят. Они демонстрируют гражданскую волю и гражданское мужество, позволяющие говорить об украинской революции с оптимизмом.

«Почему у украинцев получается организовывать политический протест, а у нас, русских, нет?» — это уже общая тема российских соцсетей последних суток. Имеется в виду то, что Болотная — Сахарова, мягко говоря, не пошатнули основ режима, а вывести российский протест на качественно новую стадию не удалось.

Проще всего объяснить различие между Майданом и Болотной какими-то фундаментальными отличиями Украины от России, поднять весь пласт исторических, этнических, политологических, социальных, психологических почв, ужаснуться бездне различий между «братскими народами» и махнуть рукой: «Мы не хохлы, хохлы не мы, наша участь — прозябать в болотах».

Действительно, чего стоит факт того, что значительная часть территории Западной Украины не входила в состав ни Российского, ни Советского государства аж до 1945 года и цивилизационно принадлежит Европе, Западу со всеми вытекающими последствиями. Ну вот представьте себе: Россия когда-то массово колонизировала Аляску и Калифорнию, после 1917 года эти населенные миллионами русских территории вышли из-под контроля, а спустя несколько десятилетий были возвращены. Миллионов тридцать русских с европейским (или американским) мышлением в составе современной Российской Федерации — представьте на секунду себе такую политическую реальность. Огромный территориальный и людской массив, не знавший ни крепостного права, ни советского этатизма, ни какой-либо еще вековой сгорбленности перед Начальством. Люди с психологией хозяев, а не общинной крестьянской голытьбы.

Или еще один немаловажный аспект: Украина фактически не знает словосочетания «системная оппозиция». У них или оппозиция, или власть. Есть какие-то фрики вроде местной компартии или Натальи Витренко, играющих при Януковиче роль «панславянских сил», есть авантюрист Дмитрий Корчинский (говорят, именно его люди стояли в воскресенье за провокационными погромами на Банковой улице). Но вся вышеперечисленная публика имеет фактически нулевое влияние в украинском обществе.

Украина была счастливо избавлена от творчества демонических гениев Старой площади, им не выращивали десятилетиями в пробирках «конструктивную, договороспособную оппозицию». На Украине нет Жириновского, там есть Тягнибок. На Украине нет Миронова и Левичева, а есть Яценюк и Турчинов. На Украине есть, как мы уже упомянули, свой Зюганов — глава украинских коммунистов Симоненко, но, слава богу, там в силу ряда исторических особенностей с оппозицией ассоциируются не коммунисты, тем более не такие, как Симоненко.

И вот тут мы подходим к главному отличию украинской протестной ситуации от российской — к наличию на Украине развитых оппозиционных партий. Этот фактор в отличие от всех остальных является темой для анализа, для дальнейшей работы, для исправления ситуации в российском протестном движении.

Хребет Евромайдана — это три партии, три политических столпа украинского протеста: «Удар», «Батькивщина», «Свобода». Есть еще куча других, поменьше, но вот эти три являются системообразующими. Их структуры, их партийный костяк уже охватывает масса украинских «рассерженных горожан».

Украинцы на протяжении всех лет правления Януковича неустанно занимались партстроительством и партийным пиаром, вербовали людей, создавали регионалки, проводили акции, в которых закалялся актив. Делали все то, чего не делала русская оппозиция в годы, предшествовавшие Болотной площади.

Российская оппозиционная политика была и есть до сих пор политика личных проектов, личного пиара. Заниматься политикой в России сегодня — это создавать личное портфолио, делать так, чтобы твой пресс-портрет в «Яндексе» был пообъемнее. Только сейчас предпринимаются слабые попытки структурироваться в партийном плане («ПАРНАС», «Партия 5 декабря», «Народный альянс», «Национально-демократическая партия»), но эти попытки настолько робкие, что нельзя сказать об их перспективах ровно ничего определенного.

Проект лично Алексея Навального — да, более чем успешен. Будет ли успешен проект «Народного альянса» — бог знает. Константин Крылов — да, известнейший в националистической среде публицист, авторитетный человек. А насколько авторитетна хотя бы среди националистической публики (не говоря уж об обществе в целом) его Национально-демократическая партия?

Оговорюсь: под успешным партстроительством я имею в виду вовсе не регистрацию в Минюсте каких-то бумажек и даже не участие в более чем сомнительных российских выборах. Успешное партстроительство — это когда политический лидер идет на площадь, а за ним топает толпа в несколько тыс. человек. Лично за ним. Слушается его приказов, палатки разворачивает, питание на площадях организует, транспорт, охрана, вот это все. На Украине именно такие партии.

Горизонтальные гражданские структуры, которые в один момент стали в Москве страшно модным явлением, — это, конечно, здорово, они тоже нужны. Но структур вертикальных, партийных, они не заменят. И ворох огромных разноцветных знамен на российских митингах вовсе не означает развитость оппозиционной партийной системы. Дело не во флагах — у украинцев вообще на митингах доминируют не партийные, а национальные флаги.

Особенно вопрос партстроительства касается русских националистов — в России действительно полно людей ультраправых взглядов, критически настроенных по отношению к действующей власти и способных к систематической партийной работе. Но нет ни одного партийного проекта, который хотя бы близко походил на украинскую «Свободу».

Без настоящих, построенных по канонам эпохи модерна партий никакой протест против авторитарной системы не будет успешен. Без партий любое новое обострение политической ситуации в стране закончится тем, что мы выйдем на очередную Болотную площадь, охнем от того, как нас много и, брезгливо послушав со сцены впавших в очередное фрондирование телеведущих, разойдемся вновь. Ну или опять с «вискариком» кто-нибудь ушлый подсуетится.

Когда протестом рулят «лидеры общественного мнения», а не партийные вожди, «вискарик» и теплая тусовочка в кабинете заместителя мэра играют огромную роль при оперативной разводке. Когда же переговорщиками выступают партийные вожди, пойти на предательство куда как сложнее. Партийная вертикаль — это палка о двух концах, идеологизированный партийный актив может запросто скинуть командира-изменника или покинуть его партию. А «лидеру общественного мнения» бояться нечего, его влияние базируется на дружбе со СМИ, и никакое предательство общих интересов на обочину жизни его не выкинет.

Наличие развитых протестных структур — это главный урок, который нам дает Украина. Вот рецепт противоядия от «вискарика» в кабинете вице-мэра, да и от многих других обидных неудач.

 

Материал подготовила: Аглая Большакова

Комментарии
rus-american
Какая же негодная должна быть «совесть» у советчиков России, советующих идти укр.путём. Путём страны, занимающей посл.строчки рейтингов; страны мусорными с гос.облигациями; страны с самых худшим демографическим прогнозом от ООН.
Не стоит взывать к совести таких советчиков. Не к чему взывать.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости