Вчерашний день киевской уличной войны начался с трагических известий. Сперва сообщили, что умер от полученных травм участник протестов — накануне его доставили в больницу после падения с колоннады возле стадиона «Динамо» (по словам других протестующих, несчастного сбросили на землю бойцы «Беркута»). Однако потом выяснилось, что пострадавший, несмотря на тяжелые травмы, выжил.
Позже появились сообщения о двух погибших от огнестрельных ранений — информацию об этом подтвердила украинская прокуратура. МВД при этом отрицает факт применения своими сотрудниками в ходе столкновений на улице Грушевского боевого огнестрельного оружия, а пропрезидентская Партия регионов распускает слухи о «снайперах НАТО», якобы осуществляющих убийства с провокационными целями. Однако понятно, что боевое оружие теоретически может быть на улице Грушевского только у сил МВД, да и официально используемые спецназом для стрельбы резиновыми пулями карабины вполне могут привести к летальному результату.
Что касается непосредственно боевых действий — применительно к украинскому кризису уже вполне уместно говорить о боях, — то они велись все последние сутки с переменным успехом. «Беркут» попытался перейти в наступление и дважды доходил по улице Грушевского почти до Европейской площади — а это уже совсем рядом с Майданом Незалежности. Однако после атак «беркутовцы» отступали.
Впервые со времен начала киевских протестов МВД применило бронетехнику — правда, пока не в качестве оружия, а для разбора баррикад, состоящих из сожженных революционерами милицейских автобусов и грузовиков.
Активно развивали материально-техническую часть и протестующие. Они радикально модернизировали имеющуюся у них, но поврежденную «Беркутом» катапульту: она стала меньше и гораздо эффективнее, была фактически переделана в гигантскую рогатку.
Помимо града камней, коктейлей Молотова и резиновых пуль противостоящие стороны обменивались и скандированием оскорбительных кричалок.
Тем временем украинское правительство, называющее участников протеста на улице Грушевского «террористами», санкционировало использование сотрудниками МВД водометов при минусовой температуре (ранее этого делать было нельзя, но «Беркут» все равно это делал), а также разрешило использовать новые виды газов, более мощные газовые и светошумовые гранаты.
Украинские оппозиционеры весь день готовились к отражению большого наступления правительственных сил на Майдан — слухи о том, что на вечер среды запланирована большая атака, ходили весь день. Однако крупного наступления так и не произошло. Впрочем, и продолжающиеся позиционные бои на улице Грушевского нельзя назвать чем-то несерьезным — к вечеру число погибших протестующих возросло до пяти человек, из которых четверо погибли от огнестрельных ранений.
Встреча трех формальных лидеров Майдана Виталия Кличко, Арсения Яценюка и Олега Тягнибока с президентом Виктором Януковичем напряженную ситуацию не только не разрядила, а наоборот, усложнила. Вернувшись на Майдан, политики, до этого весьма сдержанные в своих заявлениях, признали целесообразность радикализации протестов. Кличко призвал к предупредительной забастовке, а Яценюк в своем выступлении выразил готовность «получить пулю в лоб», но пригрозил, что Майдан вечером в четверг «перейдет в наступление».
Фактически властям выдвинут ультиматум: если в течение 24 часов спецназ и солдаты не будут возвращены на свои базы, а арестованные не будут освобождены, к радикалам на улице Грушевского может присоединиться основная часть протестующих.
Впрочем, власти на уступки вряд ли пойдут. По крайней мере силовики всю ночь и все утро продолжали удивлять город и мир своими жесткими действиями: вели охоту за автомобилями сторонников оппозиции, прицельно стреляли резиновыми пулями по журналистам и задерживали их. В числе попавших «под пресс» «Беркута» оказался российский журналист из «Ленты.ру» Андрей Киселев. Спецназовцы при задержании избили его.
Украинские суды продолжают выносить решения об аресте пойманных «беркутовцами» активистов: по обвинению в массовых беспорядках уже отправились в СИЗО 26 (по другим данным 29) человек.
Комментарии