На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

7 января 2025

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Когда Россия в последний раз была на грани настоящей войны

«Особая буква»

На спусковом крючке

«Особая буква» решила напомнить, когда еще по окончании Второй мировой наши военные стояли нос к носу с армией другого крупного государства, держа пальцы на спусковых крючках, когда еще слово «кризис» пахло десятками тысяч смертей.
На спусковом крючке 21 марта 2014
С тех пор, как в конце февраля в Крыму появились неизвестные вооруженные люди в военной форме российского образца без опознавательных знаков, две больших европейских страны балансируют на грани войны. При этом вряд ли большинство даже самых горячих сторонников собирания «русского мира» под дланью Кремля или отстаивания территориальной целостности Украины искренне хочет настоящей крупномасштабной войны. Но война живет в ритме своей внутренней логики, по своим законам, зачастую не подчиняющимся желаниям политических элит и тем более руководимых ими народов. Когда сотни вооруженных мужчин стоят лицом к лицу, когда нервы на пределе, оперативная обстановка вокруг постоянно меняется, причем с куда большей скоростью, чем поступают приказы из штабов и политических центров, от войны отделяет расстояние не большее, чем размер нервной клетки девятнадцатилетнего призывника. У кого-то из солдат или офицеров не хватит выдержки — тут же вспыхнет бой. А от локального боестолкновения до испуганного приказа из столицы: «Все силы в огонь!» — один шаг. Скажем откровенно: в Крыму уже не раз за последние дни была ситуация, грозящая масштабной бойней. И не факт, к сожалению, что обстановка на полуострове разрядилась или разрядится в ближайшее время. «Особая буква» решила напомнить, когда еще по окончании Второй мировой войны наши военные стояли нос к носу с армией другого крупного (не условной Грузии) государства, держа пальцы на спусковых крючках, когда еще слово «кризис» пахло десятками тысяч смертей.

Первый Берлинский кризис, 1948 год

Один из первых серьезных кризисов холодной войны. В 1948 году Советский Союз, осуществлявший управление немецкой Восточной оккупационной зоной, блокировал железнодорожное и автомобильное сообщение между Западным Берлином, находившимся в центре Восточной зоны, и собственно Западной Германией. Поводом для блокады послужило то, что власти западных держав провели на контролируемых ими немецких территориях денежную реформу (замена старой обесценившейся рейхсмарки на новую марку Немецкого эмиссионного банка). В ответ советские оккупационные власти провели в Восточной Германии свою денежную реформу, и, так как экономические идеологии двух частей Германии теперь кардинально расходились, СССР полностью перекрыл германо-германскую границу.

Помимо автотрасс и автомобильных дорог был парализован речной транспорт, в Западном Берлине было отключено электричество. Таким образом, берлинский западный сектор, находившийся внутри советской зоны оккупации, оказался в блокаде.

При этом и Москва, и Запад обвиняли друг друга в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года. Кремль считал, что денежная реформа, начатая в Западной Германии, нарушает принцип осуществления всеми четырьмя странами-победительницами коллективного суверенитета над Германией. США и их союзники в ответ заявляли, что советская блокада нарушает соглашения, согласно которым снабжение Западного Берлина осуществляется общими усилиями великих держав.

Поскольку ситуация с продовольствием в городе могла стать катастрофической, союзники вынуждены были организовать «воздушный мост» с целью снабжения берлинского анклава. Советское военное командование в Германии так и не решилось заблокировать Западный Берлин с воздуха.

Жители Западного Берлина приветствуют самолет «воздушного моста»

Блокада немецкой столицы продолжалась год. За это время по «воздушному мосту» было совершено 278 228 полетов транспортной авиации, доставлено 2 326 406 тонн грузов.

В ходе Первого Берлинского кризиса мир впервые с 1945 года оказался на грани новой мировой войны. Вероятность глобального вооруженного конфликта была особенно высока, если учесть, что запасы атомного орудия в США в это время были невелики (по сравнению с периодом Карибского кризиса), а в СССР атомное оружие еще только разрабатывалось и испытывалось. То есть военные элиты Востока и Запада в 1948 году еще вполне могли рассчитывать на победу в схватке за мировое лидерство при помощи обычных вооружений, не погружая планету в ядерный армагеддон, что еще больше увеличивало вероятность перехода противостояния в горячую фазу.

Второй Берлинский кризис, 1961 год

По мере укрепления восточногерманской государственности СССР передавал все больше полномочий по управлению Восточным Берлином властям ГДР, столицей которой Восточный Берлин и являлся официально. В то же время находившийся в центре Восточной Германии Западный Берлин, не входя формально в состав ФРГ, оставался особой административной единицей, в которой находились военные контингенты НАТО.

Москва настаивала на выводе натовских войск из Западного Берлина, окончании четырехдержавного управления Берлином и превращении Западного Берлина в вольный демилитаризованный город. Западный блок не шел на уступки.

Ситуация еще больше обострялась из-за того, что к началу 60-х годов уровень жизни в капиталистическом Западном Берлине уже был значительно выше, чем в ГДР, а из-за того, что между восточной и западной частями города фактически отсутствовала охраняемая граница, жители ГДР массово переходили на Запад.

17 апреля 1961 года советский лидер Никита Хрущев выдвинул ультиматум по берлинскому вопросу, объявив, что СССР до конца года заключит мирный договор с ГДР и передаст ей всю полноту власти над Берлином. Вскоре после этого Организация Варшавского договора призвала ГДР «принять меры против подрывной деятельности Западного Берлина».

В ответ на советский ультиматум президент Кеннеди в июле 1961 года заявил о готовности США защищать Западный Берлин. Было объявлено, что в случае необходимости в город будут переброшены дополнительные американские части.

12 августа Восточный блок перешел к решительным действиям. Мобилизованные члены правящей в ГДР партии живой цепью окружили Западный Берлин, перекрыв таким образом для своих сограждан возможность бегства из страны. Тут же к линии разделения секторов подтянулись подразделения полиции и армии ГДР, началось строительство Берлинской стены (в восточногерманской пропаганде — «Антифашистский защитный вал»), простоявшей до 1989 года и ставшей символом холодной войны.

Возведение стены возмутило Запад, так как это являлось нарушением послевоенных соглашений о свободном передвижении по городу. 24 августа вдоль стены с западной стороны было развернуто около тысячи американских солдат, поддерживаемых танками. 29 августа Кремль объявил о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных сил. Вскоре после этого два советских истребителя произвели предупредительные выстрелы по двум американским транспортным самолетам, летевшим в Западный Берлин.

17 октября, выступая на XXII съезде КПСС, Хрущев заявил, что ультимативный срок для подписания сепаратного мирного договора с ГДР (31 декабря 1961 года) не так уж важен, если Запад продемонстрирует реальную готовность разрешить берлинский вопрос. Тем временем американцы продолжали увеличивать свою военную группировку в ФРГ.

26—27 октября в Берлине произошел конфликт, известный как «инцидент у КПП «Чекпойнт Чарли», поставивший мир на грань Третьей мировой.

К КПП с западной стороны приблизились три американских джипа, за ними шли бульдозеры и десять танков «Паттон». По данным советской разведки, американцы планировали снести восточногерманские пограничные заграждения на улице Фридрихштрассе. Навстречу американцам по Фридрихштрассе тут же выдвинулась танковая рота СССР (до этого танки Т-55 укрывались в выходящих на Фридрихштрассе переулках). Опознавательные знаки на советских танках были замазаны грязью, чтобы сложилось впечатление, будто они могут принадлежать Народной национальной армии ГДР.

Танки двух сверхдержав простояли в нескольких десятках метров друг от друга до утра 28 октября, когда сперва советские, а затем и американские машины были отведены от линии разграничения двух Берлинов.

Американские танки «Паттон» и советские танки Т-55 стоят друг против друга в Берлине

После этого Второй Берлинский кризис был завершен — ни одна из сторон так и не решилась ввергнуть мир в бездну ядерной войны. Ситуация в Берлине была заморожена вплоть до ноября 1989 года, когда в результате народной революции в ГДР пал коммунистический режим, а вместе с ним и Берлинская стена.

Карибский кризис, 1962 год

В 1961 году США разместили на территории Турции, являвшейся членом НАТО, ракеты средней дальности «Юпитер», которые могли достигать европейской части СССР. В ответ в 1962 году СССР разместил на Кубе, под боком у США, баллистические и тактические ракеты.

Москва пыталась сохранить процесс переброски ядерных сил на Кубу в режиме секретности, для чего Генштабом была разработана операция «Анадырь». Согласно легенде, советские суда с ядерным грузом выходили из портов, имея в качестве пункта назначения не Кубу, а Чукотку. В рамках соблюдения этой легенды к портам даже подходили железнодорожные составы с шубами и дубленками — якобы для Дальнего Востока.

Однако уже после прибытия ракет на Кубу план был разоблачен: американские самолеты-шпионы U-2 постоянно патрулировали кубинское воздушное пространство, и 15 октября аналитики ЦРУ, изучая сделанные летчиками снимки кубинской территории, установили, что на острове имеются советские ракеты. Как только снимки и доклад ЦРУ легли на стол президенту Кеннеди, в Белом доме был собран Совет национальной безопасности. Хозяину Овального кабинета были предложены три возможных варианта разрешения ситуации: уничтожить ракеты точечными ударами, провести полномасштабную военную операцию на Кубе или ввести морскую блокаду острова.

Сделанные американскими летчиками фотографии расположения советских ракет на Кубе

После напряженных размышлений план немедленной военной атаки на Кубу был временно отвергнут, и Белый дом склонился к блокаде Острова свободы. Официально данные действия назывались «карантином», так как реальная блокада является, по международному праву, актом войны.

Вместе с тем продолжали поступать все новые данные от летчиков, ведущих наблюдение за кубинской территорией, и эти данные были неутешительными: советские ракеты постепенно вставали на законченные пусковые позиции. Американское военное командование начало перебрасывать дополнительные силы на юг США, флот стратегических бомбардировщиков B-52 находился в состоянии боевой готовности. 22 октября Джон Кеннеди в обращении к нации публично подтвердил наличие советских ядерных сил на Кубе и объявил о 500-мильной карантинной зоне острова.

24 октября Кубу окружили 180 американских кораблей, капитанам которых, впрочем, было приказано не открывать огонь по советским судам без личного приказа президента. Одновременно Советская армия и войска Варшавского договора были приведены в боевую готовность.

Несколько дней мир вновь балансировал на грани мировой войны. В конце концов по итогам напряженных переговоров между Кремлем и Белым домом советские ядерные силы были выведены с Кубы, а США дали гарантии ненападения на Кубу и прекратили блокаду острова. Через несколько месяцев ракеты «Юпитер» вывели из Турции.

Конфликт на острове Даманский, 1969 год

СССР и Китай не только оказались на грани войны в 1969 году, но и фактически начали ее — только фронт, к счастью, пролегал не вдоль всей огромной советско-китайской границы, а ограничился спорным островом Даманский на реке Уссури.

КНР, считавшая Даманский своей территорией, с начала 60-х годов осуществляла провокации на острове. В частности, китайские крестьяне, подталкиваемые политическим руководством страны, переправлялись на Даманский, распахивали там землю, пасли скот.

В вооруженную стадию конфликт вошел в ночь с 1 на 2 марта 1969 года, когда несколько сотен китайских военных вошли на Даманский и вступили в бой с советскими пограничниками. В ходе первых боев потери СССР составили 31 человек убитыми, китайцы потеряли более 200 человек убитыми. Остров удалось удержать.

4 марта главный печатный орган Компартии Китая «Жэньминь жибао» вышла с яростной передовицей «Долой новых царей!», в «Правде» была опубликована статья «Позор провокаторам!».

Днем 14 марта советские пограничники были отведены с острова, но никакой разрядки это не принесло — Даманский вновь начали занимать китайские войска. Вечером 14 марта пограничникам СССР было приказано вернуться на остров, и 15 марта на Даманском развернулось новое сражение, причем китайцы обрушили на пограничников шквальный минометный и артиллерийский огонь. Через некоторое время пограничники, израсходовав боеприпасы, начали отход с Даманского. В этот драматический момент командующий Дальневосточным военным округом Олег Лосик в нарушение указания Политбюро ЦК КПСС не вводить в бой Советскую армию приказал открыть по китайским войскам огонь из систем залпового огня «Град» с советского берега реки. Огненным смерчем была сметена значительная часть группировки вторжения, после чего в атаку пошли мотострелковые части, окончательно подавившие сопротивление остатков китайских войск.

Советский военнослужащий на границе с Китаем

Одержав, ввиду подавляющего огневого превосходства, тактическую победу над КНР, советские военные опять отошли с Даманского. Больше Пекин масштабных военных действий по захвату острова не предпринимал.

В ходе боев на Даманском советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек, 94 человека были ранены. Точных данных о китайских потерях нет, предположительно, они могут составлять от 500 до нескольких тысяч человек только лишь убитыми.

19 мая 1991 года было заключено советско-китайское соглашение, по которому остров Даманский перешел к КНР.

Косовский кризис, 1999 год

Этот конфликт в отличие от предыдущих произошел уже после окончания холодной войны и распада СССР, развивался в рамках совершенно иной логики международных отношений, но тоже теоретически мог привести к непоправимым последствиям.

После длившихся с марта 1999 года бомбардировок авиацией НАТО югославской территории Белград был вынужден вывести свои войска из автономного края Косово, и Североатлантический альянс готовился приступить к наземной высадки на эту неспокойную территорию с «миротворческой миссией». В Москве было принято секретное решение «для обозначения своих геополитических позиций» перебросить из соседней Боснии и Герцеговины ограниченный контингент российских десантников в Косово, взять под контроль аэродром Слатина, для того чтобы затем также ввести на территорию края российский миротворческий контингент.

Поскольку операция готовилась в режиме полной секретности, марш-бросок российских десантников на Приштину стал полной неожиданностью для Североатлантического альянса.

Утром 12 июня 1999 года аэродром Слатина был захвачен, 200 российских десантников заняли круговую оборону и начали ждать войска НАТО. К 11.00 к аэропорту подошли британские войска в сопровождении вертолетов. Вертолеты попытались приземлиться на аэродром, но российские военные выкатили на посадочные площадки БТРы и не допустили этого. Британский офицер встал спиной к российским блокпостам, после чего, двигаясь вперед спиной к россиянам и лицом к британцам, руками начал зазывать свои танки прямо на российские позиции. Десантники взяли танки на прицел гранатометов, и только после этого движение бронетехники остановилось.

По некоторым свидетельствам, командующий войсками НАТО американский генерал Уэсли Кларк отдал вскоре британскому командующему генералу Майклу Джексону приказ вытеснить русских с аэродрома, но Джексон заявил, что не собирается «развязывать Третью мировую войну».

По планам Кремля, вскоре в Слатине должны были приземлиться полки российских ВДВ, но союзные Североатлантическому альянсу Венгрия и Болгария не дали России воздушный коридор. В результате 200 российских десантников остались в Слатине одни, в окружении все прибывающих натовских войск.

В итоге эффектно начавшаяся операция подошла к трагикомичному финалу: у десантников вскоре кончилась питьевая вода, и их пришлось выручать натовским военным.

В дальнейшем, в ходе переговоров между Россией и НАТО, аэродром в Слатине начал использоваться совместно, а российские миротворцы в Косово так и не получили своего сектора ответственности — их контингенты были расположены в секторах стран-членов НАТО.

Российские военные и солдаты НАТО в Косово

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости