В обоих интервью журналисты интересовались отношением к делу ЮКОСа руководителя той и другой страны. Итальянские журналисты поинтересовались у Дмитрия Медведева, не пора ли дать амнистию Ходорковскому и поставить в этом запутанном деле точку.
Отвечая на этот вопрос, президент России заявил, что вопрос о помиловании экс-главы ЮКОСа может стоять только в плоскости общей процедуры, действующей в государстве.
«Если говорить о помиловании кого бы то ни было — Ходорковского, других лиц, — то эта процедура осуществляется в соответствии с теми правилами, которые существуют в нашей стране. Иными словами, лицо должно обратиться к президенту, признать себя виновным в совершении преступления и испросить соответствующего решения. Поэтому здесь пока нечего обсуждать».
Комментируя замечание итальянского журналиста о том, что на западе Михаил Ходорковский «воспринимается как человек, который пострадал от расчленения ЮКОСа, и его осуждение имеет не только юридические и технические основы, но и какие-то другие». Дмитрий Медведев заявил итальянским журналистам, что не видит никаких других аспектов, кроме правового.
В свою очередь Барак Обама в интервью журналистам «Новой газеты» тоже не обошел стороной дело ЮКОСа. Американский президент отметил, что ему кажется странной логика судебного процесса над бывшими руководителями ЮКОСа и МЕНАТЕПа Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым.
«Мне кажется странным, что эти новые обвинения, которые выглядят как иначе оформленные старые обвинения, должны были появиться именно сейчас, спустя годы после того, как эти два человека оказались в тюрьме и когда у них появляется возможность амнистии».
С другой стороны, Барак Обама счел неуместным вмешиваться в российские судебные процессы и заявил о поддержке инициативы президента России по укреплению верховенства закона в России.
Комментирует Вадим Клювгант, адвокат Михаила Ходорковского
В Конституции РФ в статье 50 части 3 через запятую написано: «Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания».
Это означает, что не может реализация одного конституционного права быть причиной отказа в другом. То есть можно просить о помиловании, при этом не признавая своей вины. Михаил Ходорковский не совершал преступлений и не признает в чем-либо себя виновным. И согласно российскому законодательству, это обстоятельство не может служить препятствием к помилованию Ходорковского.
Право президента России помиловать любого осужденного — это его исключительная компетенция, которая ничем не ограничена, даже наличием самой просьбы осужденного. Кстати, в российской истории были случаи, когда глава государства миловал осужденного без прошения о помиловании.
Комментарии