Карин Беше-Головко о деле ЮКОСа
Павел Шипилин: Карин, почему «дело ЮКОСа» рассматривается в Европейском суде по правам человека? Казалось бы, там спор каких-то экономических субъектов. Но тем не менее суд принял к рассмотрению эту жалобу — более того, он ее уже рассмотрел. Как там затронуты права человека?
Карин Беше-Головко: Насколько я понимаю, жалоба ЮКОСа опирается в том числе на 1-ю статью Первого протокола Конвенции о правах человека — то есть защита прав собственности. Как вы знаете, право на собственность тоже является одним из фундаментальных прав человека.
Кроме того, Европейский суд рассматривает жалобу не по существу, как это рассматривается в России, и его интересуют все процессуальные аспекты. Поэтому вот здесь жалоба опирается на 6-ю статью Конвенции.
ПШ: О чем эта статья?
КБ: Право на справедливое судебное разбирательство. Своим иском ЮКОС хотел сказать, что суд России несправедливо рассмотрел его дело. Конкретно — Арбитражный суд РФ.
ПШ: Поскольку Страсбург принимает к рассмотрению только те дела, которые в стране, где рассматривалась эта жалоба, вынесено решение, которое истцам не понравилось. Именно поэтому Страсбург принял жалобу ЮКОСа?
КБ: Речь идет не о том — нравится или не нравится. А как шел процесс, как суд принял решение. Вот что главное.
ПШ: Если Европейский суд по правам человека все-таки обяжет Россию удовлетворить этот иск в полной мере или в какой-то его части, как дальше будут развиваться события?
КБ: Есть два аспекта. Первый — стоит вопрос о моральном ущербе. Тогда будет названа какая-то сумма. В обязательства России входит выполнить это решение. Выполнит она его или нет — я гадать не буду.
ПШ: А существуют ли такие прецеденты, когда страна не подчинялась Страсбургскому суда?
КБ: Есть.
ПШ: Какие страны?
КБ: Россия в их числе.
ПШ: А Франция?
КБ: О Франции я не знаю… Но есть по делу ЮКОСа в ЕСПЧ второй аспект. Решение Европейского суда также является основанием для пересмотра дела в собственной стране.
ПШ: То есть после решения Страсбурга дело может быть пересмотрено в России. Существует ли инстанция более высшая, нежели Европейский суд по правам человека, где можно обжаловать это решение?
КБ: Одна из сторон имеет право не обжаловать — это не совсем обжалование, — а попросить передать дело в Большую палату.
ПШ: Что это такое?
КБ: Когда палата решает дело, если возникает особый вопрос по поводу толкования статьи Конвенции, можно попросить, чтобы Большая палата в составе 17 судей снова рассмотрела дело. Дело уже существует, они не могут отказаться от его рассмотрения — кроме случаев, если они решат, что эта проблема не является особой. Но надо понять, что это исключительный процесс. Это не просто обжалование.
ПШ: В «деле ЮКОСа» идет речь об астрономической сумме иска в 98 млрд долларов или 77 млрд евро. Сама по себе эта сумма не является исключением из общего правила?
КБ: Нет, исключение должно быть юридическим, не материальным.
ПШ: Но вам попадалась информация о суммах иска, подобных этой?
КБ: Это первый раз, когда Европейский суд рассматривает дело с такой суммой.
ПШ: О перспективах этого дела вы сказать ничего не можете?
КБ: Не могу.
ПШ: Над делом работают семь человек. По крайней мере до июля, пока не начнет действовать 14-й протокол. В эти семь человек обязательно должен быть включен представитель страны, против которой подан иск?
КБ: Да. В этом деле протокол не будет меняться. Потому что если дело рассматривается в Палате, тогда участвует судья страны. В данном случае российский. Но в Комитете он может не участвовать.
ПШ: То есть в те 17 человек войдет представитель страны, против которой иск.
КБ: И в Большую палату тоже.
ПШ: Перспективы пока не ясны. Но мы будем следить за этим процессом. Надеюсь, с вашей помощью. Спасибо.
100 миллиардов? Долларов? А йух в одно место вы не хотите? Вы что думаете, я буду отдавать свои кровные каким-то придуркам? Да за кого вы меня держите?
Лоха нашли? Я вам что, из народа, что-ли? За базаром следите, а то в моем УК статейка для вас найдется, да не одна... Придумали тоже. 100 миллиардов.
Да на ваш страсбургский суд мне нас..ть. У меня своих судов хватает. Кого хочу, того и буду судить. И денег найду для взяток судьям в Страсбурге. Чукотку отдам американцам, Курилы и Сахалин — японцам, Дальний Восток правда уже продал китайцам, но это мне прибавка к пенсии.
Так что заткните свои ненасытные глотки и зашейте карманы. У вас кишка тонка. А я еще могу Приморье продать и Камчатку....