Елена Липцер, адвокат Платона Лебедева
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хотела бы сказать о том, что, конечно же, у защиты нет никаких иллюзий по поводу исхода данного процесса. И, как в прошлом процессе, мы фиксируем все нарушения, которые уже допускает суд. И надо сказать, что суд уже допустил немало нарушений, ограничивая права защиты, демонстрируя свое отношение к обвинению, зачастую удовлетворяя те ходатайства обвинения, которые не основаны вообще на законе и никак не обоснованы со стороны обвинения. Продлевая, например, меру пресечения нашим подзащитным совершенно необоснованно. Никак не мотивируя свои решения. Что дает нам основания полагать о его заинтересованности в исходе данного дела.
Поэтому мы, как и ранее, готовим, естественно, доводы для дальнейшего обращения в Европейский суд по правам человека. Я хочу сказать, что это, конечно, очень длительный процесс. Но, например, в отношении Платона Леонидовича Лебедева, который подал первую свою жалобу в Европейский суд еще в январе 2004 года, наконец Верховный суд Российской Федерации был вынужден признать те нарушения, о которых еще тогда защита говорила в жалобе, адресованной в Европейский суд.
23 декабря 2009 года Президиум Верховного суда Российской Федерации признал, что был незаконным арест Платона Лебедева. Было незаконным решение конституционной инстанции, которая этот арест признала законным. А также было незаконным его содержание под стражей в тот момент, когда дело было передано на рассмотрение в Мещанский суд.
Конечно, прошло очень много времени. Но тем не менее такая реакция Верховного суда, который был вынужден это сделать, дает некоторые надежды на то, что в случае положительного разрешения последующих жалоб мы в конце концов увидим реакцию высшего суда Российской Федерации на те нарушения, которые были допущены Мещанским судом.
Поэтому третья жалоба в Европейский суд уже, в принципе, подана. Которая касается нарушений, уже связанных с новым уголовным преследованием. И мы готовимся к тому, чтобы эту жалобу дополнять следующими аргументами, которые будем получать в Хамовническом суде. В том числе и в ходе представления доказательств защиты.
Поскольку предстоит заявлять ходатайство о допросе свидетелей и мы будем смотреть, как суд будет реагировать. Поскольку уже об этом говорилось и ранее, что список свидетелей стороны защиты, который был подан в установленном законом порядке еще на предварительном следствии, обвинение в обвинительное заключение не включило. И когда мы пытались обратить на это внимание председательствующего судьи Данилкина, он отказал нам в ходатайстве о возвращении дела прокурору для исправления этих нарушений. Поэтому вот это будет одним из ключевых моментов, как судья будет реагировать на наше ходатайство о допросе свидетелей, которых мы намерены заявлять.
Насчет хищения нефти предлагаю такую аналогию. Живу на Камчатке, в краю вулканов, когда облачно, мы всегда говорим «вулканы украли» Правда похоже?
В России, есть доказательства или нет, оправдательных приговоров не бывает.