Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Вадим Клювгант, адвокат Михаила Ходорковского
Конечно, это все очень важно. Это все в копилку. Ведь причина этой голодовки — такой острой меры — была не какая-то частная проблема Ходорковского. И он это подчеркнул, и это действительно так. Никогда и до этого он не голодал по поводу своих личных проблем, для того чтобы как-то облегчить свою собственную судьбу, участь, ситуацию. В данном случае это проблема, которая, без преувеличения, касается любого и каждого. Кто хоть как-то причастен к какой-то активности экономической, каждый ходит под этим дамокловым мечом. Потому что совершенно невозможно понять, в какой момент и кому ты не понравишься. И дальше этот каток, этот молох будет по тебе уничтожающе двигаться.
И точность диагноза, который поставил Михаил Ходорковский в своем обращении в Верховный суд, председателю Верховного суда, — она стопроцентная. И каждый день тому приходят конкретные подтверждения.
Сегодня в прессе — в газете «Ведомости», в частности, — была публикация с целым рядом примеров: игнорируется эта же самая норма. Теперь из Астрахани пришла совсем вопиющая информация о том, что там в отношении судьи решается вопрос о возбуждении уголовного дела за то, что она применила эту норму, освободив человека из-под стражи при продлении.
То есть это действительно уже признаки катастрофы национального масштаба, когда воля президента, воплощенная в закон, встречает не просто сопротивление, а агрессивное, воинствующее сопротивление. Со стороны кого? Со стороны государевых же людей — чиновников.
Понятно, что задеты очень сильные коррупционные интересы. Когда люди не боятся сказать это вслух и встать в поддержку, и встать рядом, и подставить плечо, естественно, это подвигает власть. И так устроено любое цивилизованное общество. Власть нигде не делает слишком хорошо по своей собственной инициативе — это всегда результат какого-то давления и оглядки на избирателей, потому что потом выборы, и будет оценка, насколько тот или иной человек во власти прислушивался к тому, что от него требуют его избиратели.
Выборов у нас пока нет — у нас есть голосование. Но вот такие вот проявления гражданской активности, гражданского общества — хороший знак. Это говорит о том, что не все потеряно, не все безнадежно. И это очень важно для решения конкретных проблем.
Я уверен, что теперь Верховный суд будет заниматься анализом, будет вынужден давать какие-то разъяснения — не на ушко там как-то, а официальные, как ему по Конституции полагается делать. И эти разъяснения будут даваться именно с оглядкой на закон, а не на то, как бы там чего-то… Потому что Верховный суд у нас тоже очень по-разному может разъяснять. Иногда так разъяснит, что лучше бы не разъяснял.
Так что без последствий, я думаю, это не останется. Но ни в коем случае нельзя успокаиваться и думать о том, что все — проблема снята. Это только начало. Еще путь большой впереди.
Поэтому в сегодняшнем заявлении Михаил Ходорковский именно на это акцент и поставил. Что надо бороться дальше.
Я могу еще добавить, что можно сколько угодно дебатировать с применением юридической казуистики — я, в общем, готов и к этому формату. Но у нас-то сомнений нет в безупречности этой позиции с правовой точки зрения. Но по большому счету ситуация очень простая и понятно, в чем вопрос: можно ли арестовывать предпринимателей за то, что они занимались бизнесом, до тех пор пока суд не признает их виновными приговором, или этого делать все-таки нельзя, как это написано в новом законе?
Сейчас подталкивают явочным порядком те, кто в этом заинтересован, к выводу о том, что закон есть, но арестовывать не только можно, но и нужно все равно — надо только придумать, как с этим быть. Если мы говорим о том, что это нельзя, — и президент так сказал, и общество все его поддерживает, и в этом есть консенсус, и теперь есть закон, — нужно теперь доказать, что черное — это черное, а белое — это белое. И заставить, чтобы так оно и было, всех, кто с этим не согласен и кто так этому противостоит. Вот, по сути, о чем разговор идет.
Мне искренне хочется пожелать Ходорковскому, Лебедеву и всем экономико-политическим заключенным мужества и силы. История смоет ублюдков. История даже не вспомнит мелких интриганов с ржавой ядерной кнопкой в кармане. Если они, конечно, ее случайно, запутавшись в том, кто кому должен «доляшку», не нажмут. История вообще может неожиданно перевернуть ход событий. И по прежнему «верхние» комментаторы будут все хуже и хуже зарабатывать, не иметь нормальных врачей,перспектив жизни для детей, злиться и глушить водяру по вечерам перед телевизором. Это как раз устраивает нашу «экономическую элиту» полностью. Это их электорат — забитый, озлобленный, больной, неухоженный. Готовый верить во все, что только можно. (Некоторые люди мне рассказывали, что за последние 5 лет видят в своих селениях 2-х представителей власти — налогового инспектора с сумкой, и гладкого мальчика с избирательной урной). И поскольку я сама так жить НЕ МОГУ, и Не ХОЧУ, и считаю это НЕДОСТОЙНЫМ ЧЕЛОВЕКА, то желаю Михаилу, Платону и всем людям, страдающим всего лишь ЗА НАЛИЧИЕ МОЗГОВ, терпения, еще немножко терпения. И еще желаю восстановиться после всего этого кошмара, и еще успеть что то создать, рожать и растить детей, научиться снова радоваться и улыбаться. В противном случае мы вместе погибнем мы в стране пилильщиков откатов и швондеров с шариковыми, которые уверенны, что их дорогостоящий колпак в виде газа и нефти, а также грим из натуральной россиянской крови скроет лица и поступки имбецилов политической и экономической арены.
Что то я не слышала, чтобы ЮКОС был провальным, пока работал...
Что то я не вижу, чтобы оппозиционная ЮКОСу команда при власти показала хоть один блестящий успех. Хреновый менеджер держит более сильного менеджера в тюрьме... как это понятно! Проще убить чем соперничать. Проще всем замыть глаза, чем признаться себе, что полностью провалился, во всем: в реформах, в экономике, в контр террористической борьбе. В кадрах, идеях и их воплощении.
Сейчас тяжело, а будет еще хуже. Мне страшно от того, что мозги сидят в тюрьме, а рванина гуляет на свободе и при деньгах с оружием. История равнодушна к людям вообще, но не равнодушна к личностям. Ходорковский и его команд — личности. Противоборствующая команда — закрытая настолько, что ее понимаешь только по ее поступкам. И ее друзьям — Уго Чвесу, Рамазану Кадырову и полностью невыездной в приличные страны команды следователей, пособников и прочих забывших про Закон упырей, энд остальной такой же компании.
Господи, как это все ... по-мужски... Власть, Волына и Водка. Безнаказанность. Манипуляции. Рабы. Восхваление собственного хлева помпезными парадами. Нелетающая «Булава». Гибель Автоваза и Саянки. Денежное Дерьмо в обмен на жизнь. Вот вам мой комментарий.