А Б В Шрифт

Громкие убийства

Сергей Соколов,

заместитель главного редактора «Новой газеты»

Без срока давности

Следственный комитет при прокуратуре РФ возобновит расследования по ряду громких дел об убийствах журналистов.
Без срока давности 4 октября 2010
С таким обещанием от лица всего ведомства выступил его официальный представитель Владимир Маркин. Заново будут расследованы пять преступлений, совершенных в 2001—2005 годах, работа по которым, как выяснили эксперты СКП, была проведена не в полном объеме или с отдельными ошибками.

 

Самые громкие убийства журналистов в России:

17 октября 1994 года в одной из комнат редакции газеты «Московский комсомолец» раздался взрыв, во время которого был смертельно ранен военный обозреватель Дмитрий Холодов.

1 марта 1995 года примерно в 21 час в подъезде своего дома двумя выстрелами из пистолета был убит известный журналист, генеральный директор телекомпании ОРТ Владислав Листьев.

25 января 1996 года в Москве застрелен продюсер программы «Момент истины» Олег Слабынько.

9 марта 2000 года в аэропорту Шереметьево-1 в результате авиационной катастрофы погиб президент издательского холдинга «Совершенно секретно» журналист Артем Боровик. В службе безопасности аэропорта не исключили, что падение самолета было «неслучайным».

9 июля 2004 года в Москве был убит главный редактор журнала Forbes Пол (Павел) Хлебников. Он был убит вечером при выходе из редакции на улице Докукина.

7 октября 2006 года в Москве была убита журналист, обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская, которую неизвестный преступник расстрелял в лифте ее дома.

2 сентября 2008 года в Сепараторном поселке Махачкалы (Дагестан) был расстрелян тележурналист «ТВ-Чиркей» Тельман (Абдулла) Алишаев.

19 января 2009 года в центре Москвы были смертельно ранены журналистка «Новой газеты» Анастасия Бабурова и адвокат Станислав Маркелов.

29 апреля 2009 года был до смерти избит журналист Ярослав Ярошенко, главный редактор газеты «Коррупция и преступность».

15 июля 2009 года утром в Чеченской Республике была похищена известная правозащитница и журналистка Наталья Эстемирова. В тот же день ближе к вечеру в Ингушетии, недалеко от федеральной трассы «Кавказ», нашли ее тело с огнестрельными ранениями в голову и грудь.

Речь идет об уголовных делах по фактам убийств главных редакторов газеты «Тольяттинское обозрение» Валерия Иванова и Алексея Сидорова, убитых в Тольятти в 2002 и 2003 годах, редактора газеты «Новый Рефт» Эдуарда Маркевича, застреленного рядом с домом в поселке Рефтинский города Асбеста в 2001 году, по факту смерти в 2005 году репортера тульской газеты «Молодой коммунар» Вагифа Кочеткова и гибели в 2002 году журналистки таганрогской газеты «Наше время» Натальи Скрыль.

По словам Владимира Маркина, в ходе расследования этих убийств были допущены нарушения и учтены не все обстоятельства. СКП намерен исправить свои ошибки. Причем и те, которые они обнаружили сами, и те, на которые им указали представители общественности — в частности, Комитета по защите прав журналистов.

В некоторой степени решение СКП вернуться к этим старым делам действительно было принято под давлением Комитета защиты прав журналистов (Committee to Protect Journalists — CPJ) — международной неправительственной организации, которая занимается мониторингом инцидентов с сотрудниками СМИ. Критика CPJ ситуации со свободой слова в России стала уже чуть ли не традицией. Так, в феврале 2010 года в своем ежегодном докладе «Атака на прессу» комитет отнес РФ к числу стран, наиболее опасных для журналистов.

В сентябре 2009 года представители организации встречались с сотрудниками Следственного комитета при прокуратуре, однако найти взаимопонимание стороны так и не смогли, договорившись провести еще один раунд переговоров. Этот год пошел на пользу переговорному процессу, по крайней мере в CPJ остались довольны решением о возобновлении расследования ранее закрытых дел. «Можем ли мы доверять тому, что нам сказали в СКП, пока говорить сложно. Но хотя бы то, что решение о возобновлении предано огласке, хороший знак», — заявила член совета директоров комитета Кати Мартон.

Далеко не все эксперты, журналисты и правозащитники оценили по достоинству инициативу СКП. Так, по мнению председателя Союза журналистов России Всеволода Бограднова, Следственному комитету следовало бы проявить себя в отношении других нерасследованных убийств. Прежде всего это убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской и правозащитницы и журналистки Натальи Эстемировой.

Меж тем координатор программы Европы и Центральной Азии CPJ Нина Огнянова рассказала, что в ходе недавней встречи с главой ведомства Александром Бастрыкиным удалось, в частности, узнать, что подозреваемый в убийстве Анны Политковской, возможно, находится в одной из европейских стран. Бастрыкин заявил о намерении посетить эту страну и добиться экстрадиции подозреваемого в Россию. Правоохранительные органы пришли к выводу, что убийца, вероятно, стремился добиться расположения главы Чечни Рамзана Кадырова, которого критиковала журналист Политковская.

Участникам делегации комитета удалось кое-что узнать и о расследовании убийства Натальи Эстемировой. В настоящее время органы внутренних дел разыскивают боевика Алхазура Пашаева, единственного подозреваемого в этом деле.

— По данным СМИ, Алхазур Пашаев был убит, — говорит Кати Мартон, — но в СКП нас убедили, что он жив и находится на территории страны. Мы узнали еще и о том, что в рамках расследования данного дела был допрошен Рамзан Кадыров.

Комментирует Сергей Соколов, заместитель главного редактора «Новой газеты»

Александр Бастрыкин давно говорил, что намерен вновь заняться делами об убийствах журналистов. А тут как раз появился повод в лице международной организации, занимающейся защитой журналистов. И в данной ситуации главой Следственного комитета при прокуратуре был сделан такой красивый жест.

Поэтому нужно обращать внимание не на то, что дела вновь открыты, а на то, что будет в итоге расследовано. Открыть можно что угодно, другое дело — результаты.

Итог расследования будет зависеть от того, кто был заказчиком этих убийств. Если заказчики еще «в силе», то дела дальше не пойдут. Если же заказчики уже на «том свете» или «вне игры», то вполне вероятно, что преступления будут раскрыты.

Если в целом оценивать ситуацию с угрозами жизни журналистов на примере нашей газеты, то тот период времени, когда были попытки каких-то звонков руководству издания, намерения оказать давление, давно ушел. Другое дело — угрозы конкретным журналистам, занятым сбором материала. Сегодня людям «намекают», что лучше той или иной темой не заниматься. Угрозы поступают сотрудникам напрямую, не касаясь начальства. И таких ситуаций становится все больше и больше.

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.