А Б В Шрифт

Мосгорсуд будет публиковать письма, которые, на его взгляд, несут в себе признаки давления на суд

Комментирует Леонид Головко,

доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ

Егорова почувствовала себя плохо из-за высокого давления

Мосгорсуд поспешил выполнить поручение Дмитрия Медведева и запустил на своем сайте специальный раздел «Обращения к руководству суда по делам, находящимся в производстве».
Егорова почувствовала себя плохо из-за высокого давления 1 июня 2011
Данная инициатива направлена на борьбу с давлением на судей. Однако эксперты отмечают, что это лишь вершина айсберга, ведь настоящее давление на судей никак не оформляется на бумаге с печатями.

Около месяца назад Дмитрий Медведев поручил руководству Московского городского суда перенять опыт Высшего арбитражного суда РФ, который уже давно публикует на своем сайте непроцессуальные обращения граждан, которые просят так или иначе повлиять на ход судебного разбирательства. Стоит отметить, что подобных писем не так много — в этом году ВАС РФ опубликовал лишь 20 обращений.

На совещании по вопросам совершенствования судебной системы Медведев заявил, что подобные ходатайства нарушают принцип равенства всех граждан перед судом и принцип независимости судей. Практика непубличных обращений корпоративных групп и представителей власти к председателям судов с просьбами «обеспечить объективное, полное и всестороннее рассмотрение дела, взять дело под свой личный контроль» необязательно носит коррупционный характер, однако нарушает не только этические, но и конституционные нормы, пишет NEWSru.com.

Президент указал, что просьбы рассмотреть дело в суде «повнимательнее» — «это прямое нарушение принципов независимости суда и судей» (ст. 120 Конституции).

Мосгорсуд в своем разделе «Обращения к руководству суда по делам, находящимся в производстве» будет публиковать письма к руководству инстанции по делам, находящимся в производстве, ответы на них, а также поступившие жалобы и благодарности. Уже сейчас в разделе находятся пять писем высокопоставленных чиновников, которые пытались обратить внимание руководства Мосгорсуда на конкретные дела.

Два письма пришли от вице-спикера Государственной думы, лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который попросил председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову «при наличии допустимых законом оснований принять меры к отмене судебного решения», а в другом обращении призвал «рассмотреть надзорную жалобу» и «в случае обнаруженных нарушений законодательства принять все меры для исправления ситуации».

Отличился и лидер коммунистов Геннадий Зюганов, который просил Егорову «дать поручение при рассмотрении надзорной жалобы внимательно и объективно отнестись к ее рассмотрению и принять решение в соответствии с законодательством».

С письмом к председателю Мосгорсуда обратился и депутат Владимир Комоедов, который писал, что по одному из дел «допущена явная несправедливость не только в Нагатинском районном суде, но и в Московском городском» и просил Ольгу Егорову «лично рассмотреть прилагаемую надзорную жалобу и принять меры по восстановлению законности».

Также отправлял письмо в Мосгорсуд адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена. В нем он ссылался на то, что Общественная палата проводит анализ деятельности столичных судов и требуется информация о кадровой политике в системе: кого берут в судьи, кого и за что увольняют, сколько в судах вакансий, как работают с жалобами.

Доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ Леонид Головко отмечает, что сама по себе инициатива неплохая и можно ожидать, что в результате таких мер количество подобных писем снизится, но сократится ли давление на суд — это большой вопрос.

«Надо понимать, что это вершина айсберга, очень незначительный круг давления. Когда осуществляется реальное давление, никто официальных писем на бланках с подписью не пишет», — говорит Головко, отмечая, что в таких случаях существуют другие методы — так называемое телефонное право.

По его мнению, те люди, которые обращаются с письмами-прошениями, скорее всего, просто не понимают, что так обращаться в адрес судебной инстанции — это нонсенс.

«Я не верю, что данная инициатива снизит давление на суд, но это, наверное, поможет бороться с неким отсутствием правовой культуры у наших чиновников», — говорит профессор.

Леонид Головко считает, что такие обращения в судебные органы можно отнести скорее к курьезам. И вполне возможно, что идея публиковать их на сайте, а не отвечать мерами какого-либо административного реагирования, связана с тем, что эти письма подлинным давлением на суд никак не назовешь.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков, Александр Газов

Комментарии

galina
У председателя суда есть обязанности по отношению к организации работы персонала и его дисциплины труда. Эти нарушения председатель должен регулировать и устранять. А все сводится к процессуальным действиям. В результате в судах нет понимания, то такое служебная дисциплина, а что такое процессуальная дисциплина. И когда обращаешся к председателю по поводу нарушений служебной дисциплины — он пишет отписку и все сводит к процессуальным действиям. Это порождает вседозволенность поведения персонала суда и увеличению нарушений дисциплины, что порождает хаос .
Управление персоналом — это обязаность председателя суда и ее никто с него не снимал. Мое обращение к председателю МГС по поводу утери документа при передаче его в МГС с районного суда и просьба о проведении служебного расследования, чтобы выявить виновного, было рассмотрено зам. председателя МГС и дана отписка, что это не входит в функции председателя. А в чьи тогда функии это входит? Кто будет наводить дисциплину в судах? Президент? В стране нет понятия, что такое правильное управление, отсюда все беды.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.