В постановлении Мосгорсуда говорится: «Материалами уголовного дела не подтверждаются и доводы защитников о наличии политической мотивированности уголовного преследования, так как судом достоверно установлена виновность осужденных в совершении вмененных им преступлений».
Суд также считает, что назначенное наказание фигурантам второго дела ЮКОСа нельзя признать чрезмерно суровым — по своему виду и размеру оно отвечает закрепленным в уголовном законодательстве РФ целям исправления осужденного.
Адвокат Ходорковского Клювгант, комментируя решение Мосгорсуда, заявил: «Суть надзорного ответа до невозможности «глубока» и столь же знакома: все правильно в приговоре и кассационном определении, потому что это сказано в приговоре и кассационном определении».
По мнению политолога Станислава Белковского, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», было совершенно очевидно, что Мосгорсуд и не собирался отменять второй приговор Ходорковскому и Лебедеву, потому что позиция суда была в этих вопросах всегда очень четкой и последовательной — антиходорковской. Такой же линии придерживается и председатель МГС Ольга Егорова.
«Поэтому здесь стратегический расчет защиты может строиться только на том, что Верховный суд РФ несколько сократит сроки заключения экс-руководителям ЮКОСа, после чего они смогут выйти условно-досрочно. А УДО — это их единственная возможность», — уверен Белковский.
Однако, по его словам, для того чтобы получить УДО, нужно политическое решение Кремля, которого до сегодняшнего дня не было, и не ясно, будет ли оно вообще, особенно в контексте возвращения Владимира Путина на пост президента. «Другого сценария я не вижу. Ясно, что Ходорковский и Лебедев не будут оправданы современной Россией формально, и поэтому здесь можно идти только на паллиативные меры», — подчеркивает эксперт.
Стоит ли доводить жалобу до Страсбурга, вопрос спорный, полагает Белковский. Ведь процесс в Европейском суде по правам человека идет, однако он уже дал неоднозначные результаты. «Вспомним, как ЕСПЧ отказался признать преследование политическим, хотя назвал признаки избирательного правосудия в деле ЮКОСа. Тем не менее совершенно ясно, что и здесь только определенные политические решения Кремля могут решить судьбу Ходорковского и Лебедева и оформлены решения будут через акты российских судов. Все остальное может иметь не более чем политическое и информационное значение», — утверждает эксперт.
По его мнению, в деле ЮКОСа чисто юридические действия не имеют никакого значения. Если в один момент будет решение власти, что Ходорковского и Лебедева надо отпускать, то, как подать это решение, уже найдут способы.
«В современной России функция адвоката сводится к передаче взятки сначала следствию, а потом судьям. Тут юридическая квалификация адвоката в ее традиционном понимании не так важна, а действительно важны связи с теми людьми, которые могут получать эти взятки. В случае с Ходорковским этот простой механизм работать не будет в силу политического характера дела. Поэтому получается, что здесь адвокаты существуют лишь для порядка и если бы их не было вовсе, то судьба экс-главы ЮКОСа кардинально не изменилась бы», — в заключение сказал Станислав Белковский.
P.S.
Редакция «Особой буква» посчитала неправильным оставить без комментария высказывание Станислава Белковского о роли защиты Ходорковского в деле ЮКОСа, дав возможность высказаться одному из адвокатов.
Юрий Шмидт, с которым нам удалось связаться, признает, что дело ЮКОСа политическое. В этой связи, действительно, усилия адвокатов вернуть дело в правовое русло и добиться рассмотрения в соответствии с законами РФ были грубо подавлены. Однако это не значит, что они пропали зря.
«Да, мы не добились пока главного — оправдания Ходорковского и Лебедева. Но то, что у огромного числа людей во всем мире открылись глаза на истинный характер данного дела, в этом есть доля и нашей заслуги», — уверен Шмидт.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов
Комментарии