А Б В Шрифт

Криминальный характер действий Life News, опубликовавшего прослушку разговоров Немцова, очевиден

Комментируют Дмитрий Аграновский, Анатолий Лысенко

Почему Габрелянов еще не на допросе?

История обнародования на сайте Life News аудиозаписей телефонных разговоров Бориса Немцова вызывает только один вопрос: почему главред издания Ашот Габрелянов еще не на допросе в СКР по поводу нарушения права на неприкосновенность личной жизни?
Почему Габрелянов еще не на допросе? 20 декабря 2011
Обнародованные переговоры Немцова — грубейшее нарушение не только Конституции РФ, но и Уголовного кодекса. Если учесть, что сделано это было официальным средством массовой информации, то возникает вопрос: почему правоохранительные органы, имеющие право возбуждать уголовные дела по факту совершения преступления, до сих пор этого не сделали? Судя по всему, главный редактор издания Ашот Габрелянов абсолютно уверен в собственной неприкосновенности — в своем блоге он, хоть и пожаловался на комментарии читателей, выразил радость росту посещаемости ресурса.

 

Британский таблоид News of the World, который издавался с 1843 по 2011 год, был закрыт 10 июля 2011 года из-за скандала с прослушкой телефонных разговоров звезд. На момент закрытия издание было самой читаемой воскресной газетой в Великобритании с тиражом около 2,8 млн экземпляров в неделю. В апреле 2011 года News of the World признала, что перехватывала сообщения голосовой почты известных людей в поиске сенсационных историй. В результате расследования дела, начавшегося в 2005 году, полицейские выяснили, что прослушивание было широко распространено в издании, которое получило незаконный доступ к телефонам политиков, знаменитостей и даже жертв преступлений и членов их семей. В январе 2007 года редактор отдела придворной хроники таблоида Клайв Гудман и частный детектив Гленн Малкэйр были приговорены к тюремным срокам, когда выяснилось, что они вели прослушивание разговоров помощников принца Уильяма. Напомним, что на Альбионе перехват голосовых сообщений мобильной связи считается противозаконным. Доступ к телефонам других людей по закону от 2000 года является преступлением. Также взлом телефона другими лицами является противозаконным и по закону от 1990 года. А британские спецслужбы могут прослушивать телефоны граждан лишь по решению суда.

В Рунете, сейчас вовсю обсуждающем скандал, сразу же появилось мнение, что Ашот Габрелянов не боится ответственности потому, что издание Life News — «прокремлевское», так как сайт входит в состав ООО «Ньюс медиа-Рус». А оно якобы принадлежит бизнесмену Юрию Ковальчуку, которого The Financial Times называет «сторонником Путина». Однако точных данных, кто владеет изданием, в Интернете нет.

Ясно, что говорить об этичности редакции издания, специализирующегося на жизни звезд и жареных слухах, не приходится. Однако история с Борисом Немцовым выходит за рамки морали, и решать ее необходимо исключительно в правовой плоскости.

Сам политик уже заявил, что готовит обращение в Следственный комитет на имя его главы Александра Бастрыкина.

Весьма сомнительным представляется факт, что никто из следователей СКР не пользуется Интернетом и не заходит на страницу Яндекса, где новость о прослушке телефона политика сразу же попала в топ. Уголовные дела подобного рода должны возбуждаться немедленно по самому факту преступления, тем более что это СМИ официально зарегистрировано, а главный редактор не только никуда не скрывается, но и упивается «победой».

Более того, в беседе с журналистами «Коммерсант FM» Ашот Габрелянов сказал: «У нас очень простая цель — коммерческие интересы... Просто сейчас время такое: интересны вот эти персонажи — Немцов, Навальный, мы про них и пишем. Послушайте разговор Немцова».

На вопросы коллег-журналистов о том, кто предоставил сайту записи телефонных разговоров Немцова, Габрелянов отвечать отказался. Конечно, большинство пользователей Сети уверены, что в этом Life News помогли спецслужбы.

Подозрения понятны, как понятно и то, что российские спецслужбы должны немедленно отчитаться перед обществом: слушали ли они частные разговоры политика или нет. Хотя, безусловно, так происходит только в демократических странах, до которых России еще расти и расти. А в ФСБ пусть тогда не удивляются, когда слышат о «кровавой гэбне».

Возникает вопрос и о причастности к «сливу» сотовой компании, абонентом которой является Борис Немцов. Ведь аудиозапись, выложенная на сайте, слишком хорошего качества.

В этой ситуации не может не радовать негативное восприятие случившегося «оскорбленными» соратниками Немцова.

Но, пожалуй, емче и точнее всех высказался политический противник Бориса Ефимовича, единоросс Владимир Мединский, который написал: «Факт прослушивания телефонов Немцова — куда большая мерзость, чем то, что он там наговорил. Противно».

Дмитрий Аграновский, адвокат

В данном случае и за прослушку телефонных разговоров гражданина Немцова, и за публикацию их в СМИ предусмотрено наказание. Так, статья 138 Уголовного кодекса предусматривает до четырех лет лишения свободы для тех, кто прослушку производил, и статья 137 — для тех, кто ее опубликовал. Кроме того, на основании статьи 4 закона о СМИ Life News можно вынести предупреждение. Два подобных предупреждения — и в суде можно будет поставить вопрос о закрытии сайта.

Теперь от Немцова должно поступить заявление в Следственный комитет, который обязан провести по нему проверку. В принципе, перспективы привлечения к ответственности виновных в прослушке и публикации материалов стопроцентные. Их вина налицо, ничего даже доказывать не нужно. Есть средство массовой информации — бери его и выясняй, откуда пришли данные.

Конечно, бывают случаи, когда СМИ имеют право не раскрывать свои источники, но данный конкретный случай под эту норму не подходит — признаки преступления очевидны. Хотя наша реальность не перестает меня удивлять, так что случиться может все что угодно.

Лично я не люблю Немцова и всю его компанию, но считаю, что такие методы борьбы с оппозицией недопустимы. Или мы живем по закону, или не живем — со всеми вытекающими последствиями.

Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио

Ощущение от всей этой истории очень невкусное. Симпатии не вызывает ни тот, кто говорил, ни те, кто подслушивали, ни те, кто опубликовали.

Журналистскую этику нужно соблюдать в любом случае — работает ли человек на телевидении, радио, в газете или, как в данном случае, в интернет-СМИ. Причем ссылки на то, что Всемирная паутина сама по себе является открытой площадкой и, следовательно, здесь можно себе больше позволить, некорректны.

К сожалению, никакого механизма профессионального осуждения подобных журналистов со стороны всего остального журналистского сообщества сегодня в России не существует. По причине внутренней организации самого сообщества. Скажешь: «Неприлично то, что вы делаете, нехорошо!» В ответ слышишь: «А рейтинг, популярность, открытость!..»

Такие вещи остаются только на совести того или иного журналиста. А совесть отдельных представителей четвертой власти — понятие растяжимое.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов

Комментарии

Агент Смит
А в чем мединский противнк немцова? Оба гаденыши и предатели.
Старый
Не набо быть приближенным к «анонимным источникам», чтобы понять, что такие данные легче всего достать, например, полковнику ФСБ, чем репортёру из «Коммерсанта». Факт. Кому это выгодно? Второй факт. И самая главная замыкающая цепочка — Путин заговорил о коррупции в энергетике, на очереди — все госкорпорации, где работают его друзья. А там глядишь, и придётся разбираться с фактами из книги Немцова и Милова... Так надо из них сделать совсем нехороших людей, «лжецов» и «негодев», которым и верить нельзя! Иначе и не отбиться. А прав, Ашот и Агент? Вот оба и пошли по спецзаданию в «бой».
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.