А Б В Шрифт

Поставлена точка в деле Гегама Саркисяна: предприниматель оборонялся от грабителей в рамках закона

Саркисян не орудовал ножом, а рубил мечом правосудия

Следователи, расследующие громкое тройное убийство в Тульской области, пришли к выводу, что Гегам Саркисян, зарезавший троих грабителей, действовал в рамках закона.
Саркисян не орудовал ножом, а рубил мечом правосудия 12 апреля 2012
«Полученные на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что Саркисян действовал в пределах необходимой обороны», — говорится в сообщении пресс-службы Следственного комитета.

Инцидент произошел 7 апреля в доме Саркисянов в поселке Октябрьский (пригород Богородицка). «Отец только успел зайти в дом — несколькими минутами раньше он был в сарае и кормил порося, — рассказывает Газете.Ru невестка Гегама Саркесяна Эдита. — Мама, золовка Марина и четверо детей были дома. Тут постучали в окно и попросили войти. Как только они появились на пороге, сразу стали кричать, согнали всех нас в одну комнату и погасили свет». После этого, рассказывает она, четверо грабителей стали требовать от хозяев дома отдать им золото и деньги, приставив к голове маленькой Беллы пистолет. Семья собрала все ценности, которые были в доме, сняли с себя все украшения. После этого один из грабителей на грузинском языке приказал подельникам перестрелять всех, кто есть в доме.

Ситуацию спас глава семейства, который некоторое время жил в Грузии и понял слова налетчика. Он бросился на одного из бандитов, но тот оттолкнул его в кухню. Дочь Саркисяна Марина выбила окно и стала звать на помощь, а невестка попыталась выхватить у одного из налетчиков пистолет. В этот момент хозяин дома нашарил в темноте кухонный нож и ударил им одного из нападавших. Потом он ударил ножом грабителя, который бил ногами попытавшуюся выскочить в окно дочь Саркисяна, а затем и третьего. Четвертый, «стоявший на стреме», сбежал, в настоящий момент его разыскивает полиция.

По факту тройного убийства (все трое ранее судимых налетчиков скончались) было возбуждено уголовное дело по пункту «а» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса («Убийство двух и более лиц»). Позже следователи оценили действия Саркисяна как превышение необходимой самообороны (статья 108 УК РФ).

Однако в среду стало известно, что органы предварительного расследования не усмотрели криминала в действиях гражданина, защищавшего себя и семью от налетчиков. И хотя окончательное слово за судом, есть вероятность, что решительный предприниматель останется на свободе.

Но все же случай Саркисяна — скорее исключение, чем правило. Чаще бывает так, что гражданин, отбившийся от преступника (будь то скучающий гопник, маньяк или грабитель), сам получает срок. И хорошо, если условный. Даже если налицо преступное посягательство, узкие рамки «необходимой самообороны» не позволяют гражданам защищать себя в той мере, как этого требует ситуация.

«Таким людям надо памятники ставить, а не привлекать к уголовной ответственности!» — убеждена Мария Бутина, федеральный координатор движения «Право на оружие». Она напомнила об аналогичном случае, когда 70-летний пенсионер Александр Тарасов, убивший вора, который забрался к нему в дом, был обвинен в умышленном убийстве и приговорен к четырем с половиной годам лишения свободы. В связи с этим Мария предлагает реформировать российское законодательство и принять доктрину «Мой дом — моя крепость», действующую во многих штатах США и некоторых других странах. Согласно этой доктрине, лицо, проникшее без согласия хозяина в чужое частное владение (будь то квартира, дом или двор), автоматически ставит себя вне закона. И хозяин вправе применить любые меры для «умиротворения» незваного гостя.

Одновременно с введением этой доктрины — именно одновременно, подчеркнула наша собеседница, — должно быть реформировано законодательство об оружии. «Господину Саркисяну очень повезло. Он мужчина, он смог отбиться. Более слабый человек в этой ситуации не смог бы себя защитить», — говорит она. Поэтому люди должны получить право приобретать, хранить, носить и применять короткоствольное огнестрельное нарезное оружие.

15 марта активисты движения намерены провести митинги и пикеты за возврат права на короткоствольное оружие.

Несколько иначе смотрит на ситуацию Александр Куликов, член фракции КПРФ в Государственной думе:

«Действующий закон, регламентирующий вопросы самообороны и крайней необходимости, достаточно четко прописан. Они мало чем отличаются от УК советского периода. И практика показала их эффективность. Другое дело — кто и как реализует эти нормы. Качество следствия в России XXI века вызывает у специалистов сомнения. За 20 лет упал профессионализм сотрудников органов следствия и дознания. Я не хочу говорить огульно, но достаточное количество следователей неспособны качественно расследовать дела. Особенно это касается дел по необходимой самообороне, когда предполагается кропотливая работа следователя по сбору доказательств, которые покажут, было ли превышение или человек действовал в рамках самообороны, поэтому не подлежит уголовной ответственности. Во многих случаях недостаточная квалификация работников следствия приводит к тому, что человек, который защищал безопасность себя и своей семьи, оказывается на скамье подсудимых».

«Случай Саркисяна — исключение из правил, — говорит депутат. — Это мужественное решение следователей, это вызовет критику оголтелых правозащитников, которые будут кричать, что преступник тоже человек и нельзя лишать его жизни. А я знаю массу случаев, когда человек остается один на один с преступным миром и вынужден защищаться как может. Брать палку, кирпич, металлический предмет…»

В то же время идея вооружения граждан не встретила поддержки у Куликова:

«Совершенно очевиден один ответ: этого нельзя делать. Это будет стимулировать новые преступные действия. Так устроено российское общество, наша культура, наш менталитет — нам надо идти по пути создания структур, которые будут эффективно бороться с преступностью».

«Посмотрите, что произошло с травматическим оружием! — восклицает депутат. — Сколько таких фактов, когда оно применялось с последующими тяжелыми увечьями, причем обстановка не требовала его применения! Это касается не только обычных граждан, но и работников правоохранительных органов, у которых в тот момент было травматическое оружие. Поэтому я отношусь к тем, кто считает, что нам надо максимально повышать эффективность правоохранительных органов и не идти по пути вооружения нашего народа, исповедуя достаточно циничную философию, что-де спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов

Комментарии

otr-gn@yandex.ru
По статьям Основного закона РФ,правам и свободам человека; «Случай
Саркисяна»-факт свершившийся, а как соизмерить :-«исключение из правил»
Тут одни шли убивать других,с расчетом нас больше, они не русаки,и за них
Полиция не будет пластаться. А Саркисян поступил ,как истинный защитник
своего Очага,который он создавал своими руками, и этими-же руками
защищал, вот так защищают и своё Отечество, от иноземных захватчиков.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.