Напомним, инцидент, всколыхнувший гражданское общество, произошел 22 апреля в подмосковном Новогорске. «Мерседес» Александра Шмидта сбил двухлетнего Сашу Архипенко. В результате ребенок получил серьезную травму левой почки (было подозрение на разрыв, к счастью, не подтвердившееся). А когда водитель, увидев, что натворил, вышел из машины и заговорил с матерью ребенка, господин Шмидт пресек его неуклюжий лепет, велел сесть на место и продолжать движение прежним курсом. Нечего отвлекаться, когда везешь серьезного человека, поднявшегося в 90-е и работающего в руководстве стратегической корпорации.
Эта история, рассказанная Светланой Робенковой, знакомой семьи Архипенко, распространилась по блогосфере со скоростью верхового лесного пожара. Исторические слова, которые произнес Александр Оттович, — «Оставь их, поехали!» — стали сезонным интернет-мемом, символизирующим презрение российской «элиты» к «черной кости». Из блогов история перекочевала в электронные СМИ.
Раздуванию скандала поспособствовал и сам Шмидт. Узнав, что нечаянно прославился на всю страну, он не нашел ничего лучше, чем обвинить Робенкову ни много ни мало как в разжигании розни к «топ-менеджерам крупных российских компаний». И вообще — в невосторженном образе мыслей:
«Опираясь на утверждение о том, что российская государственно-правовая система не предоставляет гражданам нашей страны правовую защиту, автор ставит в основу статьи факт «беспредела», заключающийся в социальном превосходстве представителей «топ-менеджмента известных корпораций», предоставляющем им возможность нарушать установленные законодательством нормы права, выражающиеся в допустимости «калечить и убивать» людей. (…) Действия автора также могут рассматриваться как ставящие под сомнение тот факт, что государственная политика нашей страны формируется и реализуется на основе соблюдения принципа законности, и способны послужить почвой для формирования неверной картины в отношении всего нашего государства на международной политической и правовой арене», — написал в своем обращении в Следственный комитет РФ начальник юридического отдела «Газпромбанка» А.В. Сальников.
В «розжиге» газпромбанковские юристы обвинили не только Робенкову, но даже блогеров, злонамеренно перепостивших статью о наезде на ребенка. Среди разжигателей оказались экономист Ирина Ясина, главный редактор медиагруппы «Живи!» Николай Усков, автор данной статьи и многие другие.
Сам «герой» тем временем создал блог в «ЖЖ», в котором выкладывал сканы документов по делу, не стесняясь размещать личные данные «фигурантов дела». При этом свой адрес он предусмотрительно закрашивал.
Напомним, «Особая буква» уже писала об этой информационной войне 22 мая.
Одновременно пресс-служба «Газпромбанка» и лично Шмидт стали продвигать альтернативную версию событий. Правда, в альтернативной реальности оказались некоторые несостыковки. Так, в одной из ранних версий Александра Шмидта вообще не было в машине. Позже история стала выглядеть так: автомобиль топ-менеджера ехал с положенной в поселке скоростью 20 километров в час, неподалеку от проезжей части женщина играла с двумя детьми, потом на дорогу выкатился мячик и один ребенок побежал за ним. Машина, разумеется, тут же остановилась, а ребенок упал, не добегая до нее полметра.
«Тут же вскочил, отбежал обратно к матери, стоит и плачет», — рассказывал топ-менеджер. После этого, по его словам, водитель вышел из машины, спросил женщину, нужна ли помощь, и получил отрицательный ответ. А потом мама зачем-то вызвала не только «скорую», но еще и дорожную инспекцию. Она бы еще МЧС вызвала!
Тем временем в 263-м участке мирового суда Химкинского района Подмосковья продолжался разбор административного правонарушения. Судебное следствие проходило с необъяснимыми странностями. Так, родители Саши Архипенко проходили по делу в качестве свидетелей, несмотря на разъяснения Верховного суда, который в постановлении пленума о ДТП указывает, что, если в аварии причинена хоть какая-то травма, моральная или физическая, человек уже считается потерпевшим. Очевидно, мать, на глазах которой сбили ребенка, не считается «получившей моральную травму». Кроме того, малолетним потерпевшим полагается иметь законных представителей, которые пользуются всеми правами потерпевшего в ходе следствия и суда. В том числе — правом знакомиться со всеми материалами дела.
Впрочем, Александру Шмидту статус свидетеля не помешал знакомиться с документацией по процессу, а также оперативно и избирательно публиковать ее в своем блоге.
Камнем преткновения стало происхождение травм у Саши Архипенко. 20-страничное заключение медицинских экспертов не дало однозначного ответа на этот вопрос, ни подтвердив, ни опровергнув возможность столкновения с машиной. Всезнающий Шмидт не замедлил написать в своем блоге, что «у ребенка врожденные проблемы с левой почкой». Его адвокаты ходатайствовали о проведении повторной экспертизы — разумеется, в центрах, которые рекомендуют они. Однако мировой судья Халатов в итоге вынес неожиданное решение. Он заявил, что картина ясна и показаний Олега Алексеева, водителя, и матери ребенка достаточно для вынесения обвинительного приговора.
30 мая Олег Алексеев был признан виновным по статье 12.27 КоАП РФ «невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием». Наказание — лишение прав сроком на год.
Вскоре после этого решения «Газпромбанк» отозвал иски, поданные против блогеров и СМИ, а Александр Оттович Шмидт поспешил «выпилить» свой знаменитый блог.
Правда, как полагает Светлана Робенкова, история на этом не закончилась. Если руководство «Газпромбанка» решило выбраться из невыгодного скандала, чтобы минимизировать имиджевые потери, то Александр Шмидт может подать иски от себя лично — против нее, других блогеров и против СМИ. Кроме того, против Шмидта подано заявление от Сталины Гуревич, адвоката семьи Архипенко, за разглашение личных данных и документов, составляющих врачебную тайну.
И все же Владимир Архипенко, отец Саши, вполне доволен судебным решением.
«Я абсолютно уверен, что правда восторжествовала. Когда мы говорили правду, что был факт ДТП, о чем свидетельствовали различные заключения, я слышал со стороны Шмидта и Алексеева, что мы лжем, в нашу сторону неслись обвинения, против нас подавали иски, нас пытались запугать. Но теперь судья признал факт ДТП и того, что, водитель покинул место происшествия».
Комментируя пассаж Шмидта о том, что «у ребенка врожденные проблемы с левой почкой», он заметил: «Во-первых, не с левой, а с правой — наверное, господин Шмидт путает право и лево. Во-вторых, это называется «расширенная лоханка», но не имеет никакого отношения к гематоме».
От столкновения с «социальной группой топ-менеджеров крупных российских компаний» у Саши помимо травмы почки осталось заикание. Он продолжит лечение в санатории. Будем надеяться, что на память об этом происшествии у него останутся только вырезки из газет и распечатки из Интернета.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии