На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

14 ноября 2024

Суд

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Громкое дело о «массовых беспорядках» 6 мая на Болотной площади

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ,

адвокат Ярослава Белоусова и Владимира Акименкова

«Вялое перепихивание барьеров между полицией и митингующими на массовые беспорядки не тянет»

Считается, что по делу Лузянина — Косенко будет установлено, что 6 мая на Болотной площади действительно были массовые беспорядки. Таким образом, возникнет преюдиция, и дела всех «болотных узников» пройдут в два счета. Но не все так однозначно.
«Вялое перепихивание барьеров между полицией и митингующими на массовые беспорядки не тянет» 24 августа 2012
В реальности никаких массовых беспорядков, конечно, не было. Это понятно любому юристу — к примеру, Владимиру Лукину или вашему покорному слуге. Достаточно почитать текст статьи 212 и увидеть, что 6 мая на Болотной не происходило ровным счетом ничего из того, что подразумевается под массовыми беспорядками. Тем не менее надо оставаться реалистами: суд признает, что массовые беспорядки имели место. Но будет ли это установлено по делу Лузянина — Косенко или чуть позже, особого значения не имеет.

Дмитрий Аграновский, «болотное дело», ч. 2

Ситуация достаточно сложная. Я ни в коем случае не подозреваю наши власти в доброте. Я видел множество таких процессов. К сожалению, установка здесь такая: народишко-то надо давить. Народ нашим властям достался какой-то неудачный: ему и свободные выборы нельзя доверить, и профессиональную армию дать. Оружие ни в коем случае нельзя доверить, а то все друг друга перестреляют. Молдаване не перестреляли, эстонцы не перестреляли. То же самое американцы и швейцарцы. Мы перестреляем друг друга обязательно. Поэтому если нас не придавливать сильно, то мы все взбунтуемся и сами себя повредим. Такая установка существует, и я ее вижу.

Ни разу еще эти процессы не приносили ничего, кроме нанесения ущерба Российской Федерации. Они никого не пугали и никого не останавливали. Наоборот, они способствовали резкому раскручиванию фигурантов этих дел. Возьмем, к примеру, дело Pussy Riot, которое уже у всех навязло в зубах. Очевидно, что если бы эту акцию никто не заметил, то всемирной известности дело бы не получило. Благодаря усилиям властей совершенно безобидная, на мой взгляд, акция была раскручена до небес.

И не важно, будет сейчас 12 отдельных процессов или один большой процесс над участниками «массовых беспорядков». Это все равно не приведет ни к чему, кроме падения престижа Российской Федерации… не то чтобы в глазах мирового сообщества, а в глазах самих граждан.

Вот я бы хотел разделить здесь дело Pussy Riot и наших ребят. Конечно, за наших ребят Мадонна выступать не будет — это совершенно однозначно. И Red Hot Chilly Peppers за них не споют. Зато они гораздо более близки и понятны народу. Я это вижу просто из общения — вплоть до того, что даже сотрудники изолятора выражают свое сочувствие.

Протест-то, по сути, справедлив. Все видят, во что у нас превратились выборы, во что превратились суды, во что превратились органы власти. Вот именно против этого люди и протестовали. И это понимают в том числе и власти. И я далеко не уверен, что по данному делу будет жестокий приговор.

И я бы сказал так, что основная масса задержанных — вообще основная масса людей, бывших на Болотной площади, — настроена абсолютно патриотически. Они тоже хотят блага для своего государства. Я надеюсь, что власти, наученные горьким опытом, как-то более внимательно подойдут к выступающим и не будут отвергать их с порога.

На сегодняшний день, мне кажется, у властей есть такая установка: куда-то, кроме пивной и футбола, можно идти только за деньги. Это далеко не так. Я смотрю на социальный состав тех же задержанных: это обычные молодые люди из обычных семей. Причем не самых плохих. Это та самая оппозиция 2.0.

Я сразу хочу откинуть лидеров, вроде Ксении Собчак или того же Бориса Немцова, — словом, тех, кто пытается оседлать протест. Сам этот протест, по сути, абсолютно левый. К примеру, в 90-е годы была оппозиция 1.0 — та самая оппозиция, которую в 93-м году расстреливали из танков у Дома Советов. А нынешняя оппозиция — она 2.0, и ее внутренняя, глубинная составляющая имеет много общего с предыдущей. Эти люди совершенно не оплачены Госдепом или еще кем-то. Это обычные люди.

Возможно, кто-то со мной будет спорить, но дело Pussy Riot в народе непонятно и носит, скорее, негативный характер. Как сам я шучу на эту тему: если бы я их защищал, у меня в деревне этого бы не поняли. А наши ребята вызывают в народе явное сочувствие. Они, собственно говоря, и есть народ. Ну а к процессу над народом надо подходить очень осторожно.

Любая общественная поддержка влияет на следствие. Однако бывает общественная поддержка, которая на самом деле вызывает негативный эффект. Я бы все акции такого плана разделил на две части. Есть акции, направленные, собственно, на поддержку подзащитных. А есть акции, направленные на то, чтобы их поглубже посадили. Ведь акции могут носить и провокационный характер.

Любая нормальная общественная поддержка будет на пользу. Многих лидеров протеста сейчас упрекают в том, что они бросили своих сторонников. Я не буду говорить за всех, но мне известно, что тот же Сергей Удальцов проявляет большое участие в отношении задержанных. То же самое относится и к националистическому крылу оппозиции.

Просто я защищаю Белоусова, которого позиционируют как человека, близкого к националистам. Хотя на самом деле это просто студент-политолог. Я защищаю Акименкова, который состоит в «Левом фронте», и потому имею дело с двумя этими сегментами. Могу сказать, что там пытаются как-то помочь им, и эта поддержка достаточно разумна.

То есть наша задача как защитников (в широком смысле слова) состоит в том, чтобы не вызвать к этим ребятам какую-то дополнительную, личную ненависть. Надо, чтобы власти понимали: ничего личного здесь нет. Присмотритесь повнимательнее к этим протестующим. Они — представители народа, а не американского Госдепартамента.

Это не Ксения Собчак. Это не Немцов. Это не Кудрин. Это именно представители народа. И наказывая их — я тут немножко высокопарно скажу, — вы, в общем-то, наказываете народ за справедливый, по сути, протест. Разберитесь в корнях этого протеста и сделайте так, чтобы причин для него не было. Тогда и не будет у вас никаких массовых беспорядков.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Нина Лебедева, Александр Газов

Комментарии
imbicilof85
А где проблема !!?? Пусть пасадят этих Лузянина-Косенко,и вообще всех белоленточников на Колыму сослать вместе с Савальным и Немцовым.Все они работуют во вред России и для Амероф
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости