Елена Лукьянова, доктор юридических наук: «Заявление Путина выглядит так: сначала мы тебя осудим за налоги, отнимем компанию, потом осудим за кражу имущества, с которого ты платил, но якобы недоплатил налоги, а теперь за все это мы заставим тебя просить о помиловании. Вот по-другому слова Путина истолковать нельзя».
Ну так и чего? За чем же дело стало? Все уже поняли, что юбиляр покуражился, что отомстил Ходорковскому по полной программе, разрушив и его бизнес, и его жизнь, нанеся его семье тяжелый удар, оставив родителей без сына, детей без отца, жену без мужа. И все это по карикатурным, нарочито вычурным и демонстративно придуманным обвинениям. Ну так если удовлетворение от глумления получено — почему бы не отпустить?
Но не таков наш герой. Не таков наш любезный юбиляр. Он опять заиграл на старой шарманке про то, что «если он считает возможным обратиться с ходатайством о помиловании, то оно будет рассмотрено… не думаю, что мы должны делать что-то в ущерб правопорядку, надежности закона. И если в соответствии с процедурами юридическими это возможно, то ради бога, пусть выходит, но есть порядок действий в этом случае. Законы предусмотрены».
При этом мы прекрасно помним, что нечто подобное говорил и местоблюститель трона Дмитрий Медведев. Мол, ради бога, отпустим на все четыре стороны, но по закону надо просить, а осужденный Ходорковский не просит. Мы бы и рады помочь, но не можем, раз он упорный такой. Слова Дмитрия Анатольевича, само собой, рассматривались как отговорка. Было понятно, что ему это дело не нужно. Ему, скорее всего, ситуация не нравилась, но посадил Ходорковского старший товарищ и без его разрешения младший Михаила Борисовича ну при всем желании отпустить не мог.
Однако нынче Владимир Владимирович Путин говорит все то же самое. И даже как-то странно повторять не знаю уж в который раз, что и Медведев тогда, и Путин сейчас вводят граждан в заблуждение. Десятки юристов и экспертов многократно сказали и доказали с Конституцией и прочими законами в руках, что прошения о помиловании не требуется. Что заключенный не должен признавать своей вины в обязательном порядке. Что глава государства волен сам, без всяких просьб отпустить его — причем на любой стадии дела. Отпустить даже если зэк сам станет этому противиться.
Ну и как нам это понимать? Нам внаглую врут? Или Путин, а до него Медведев, просто не знают закона и не знают, кстати говоря, своих прямых президентских прав? Я, между прочим, теоретически вполне допускаю, что и не знают. Уровень правовой культуры в стране настолько отсутствует, что безграмотность даже высших чиновников не кажется чем-то фантастическим.
Есть, правда, известный указ Путина №1500, который устанавливает предельно затрудненную процедуру помилования, и который может подразумевать Путин, когда говорит все это. Но те же юристы и эксперты не раз подчеркивали, что, по сути, этот указ противоречит Конституции. Более того — даже этому указу президент не обязан следовать от и до.
Впрочем, я полагаю, что Путин лукавит намеренно. Он уже действительно не жаждет крови, не считая Ходорковского своим опасным противником. Но и просто так отпустить его он не намерен. Путину нужно финальное унижение. Чтобы Ходорковский попросил о помиловании. Чтобы признал себя виноватым. Потом Путин еще нарочито неспешно рассмотрит это ходатайство и уже потом милостиво удовлетворит.
И получится, что невиновный человек, отсидевший по абсолютно ложным обвинениям черт знает сколько лет, признает себя виновным. Виновным в совершении всего этого бреда. И потом уже никто и никогда не сможет назвать суд неправым, а дело позорным — признал же!
И не забудем о том, что это будет еще и очень обидным для всех, кто поддерживает Михал Борисыча все эти годы. Он, конечно, не подписывался в знаменосцы оппозиции, но для очень многих людей был символом, был примером стойкости, как и Платон Леонидович Лебедев. На них равняются, им верят. И при всей человеческой понятности просьбы о помиловании все равно осадок останется. И осадок не самый приятный. Получится, что Путин победил. А Ходорковский как бы и не герой вовсе.
Вот этого наш чудесный юбиляр и добивается, уже не испытывая кровожадности. Впрочем, уверен, что он и сам понимает, что Ходорковский ни о чем таком просить не будет и унижаться не станет.
Ну что ж, на этом… тоже можно выиграть. Показать себя добрым и великодушным, зная, что ничем не рискуешь.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов
Комментарии