— Чему было посвящено сегодняшнее заседание в Хамовническом суде?
21 декабря, в день рождения Сталина и день «конца света», в Хамовническом суде состоялось заседание по обжалованию бездействия и действий органов следствия — в нашем случае это Следственный комитет по Центральному административному округу Москвы.
Напомню, ровно год назад Борис Немцов обратился с заявлением об уголовном преступлении на имя большого друга Чешской Республики Александра Бастрыкина. Оно было подано в связи с появившимися накануне распечатками телефонных переговоров Немцова и других лиц — в основном деятелей оппозиции — между собой. Распечатки и аудиозаписи были размещены на известном желтом сайте Life News. Понятно, что разговоры были записаны и опубликованы незаконно.
Заявление о преступлении подавалось по двум статьям Уголовного кодекса: 137-й (Нарушение неприкосновенности частной жизни») и 138-й («Нарушение тайны телефонных переговоров»). Это заявление было подкреплено соответствующим обращением депутата Госдумы Ильи Пономарева.
В конце января мы получили информацию, что было возбуждено уголовное дело по статье 138 УК РФ. У нас есть номер этого дела — 440-007. Пару раз Немцов был даже допрошен в рамках этого дела следователями. Но с тех пор в течение более чем полугода нам не известно ни о каких следственных действиях, нам не выданы ни копия постановления о возбуждении уголовного дела по 138-й статье, ни копия отказа в возбуждении уголовного дела по статье 137-й, раз уж отказали. Не выдано постановление о признании Немцова потерпевшим, хотя он таковым должен быть признан. То есть не выдано ни одного процессуального документа. Более того, неизвестно, где находится это дело, о чем ниже скажем.
Мы подали заявление о бездействиях органов следствия в Хамовнический суд. 21 декабря там встретились представитель прокуратуры ЦАО и ваш покорный слуга. Выяснилось, что у прокуратуры нет тоже никаких документов — они не поступили в распоряжение надзорного органа. В связи с этим прокуратура попросила отложить рассмотрение дела. У прокуратуры только есть информация, что Немцов признан потерпевшим по этому делу, за что мы искренне признательны, но сами об этом ничего не знаем, и соответствующего постановления у нас нет.
Таким образом, выпал редкий случай, когда Немцов и его защита согласны с прокуратурой: с этим делом надо разбираться.
— Вы упомянули, что неизвестно, в чьем ведении сейчас находится дело о незаконной прослушке?
Нам сообщили из СКР в одном из писем, что дело из Центрального округа передано в следственное управление по Северо-Восточному округу, а прокуратуре СКР сообщил, что дело передано в Восточный округ столицы.
— Какие выводы можно сделать из происходящего?
Вывод один: СКР действует быстро и решительно только тогда, когда нужно наехать на оппозицию, провести обыски и аресты в протестных кругах, а когда нужно выяснить, кто прослушивает оппозицию, — следователи начинают «отбрасывать хвосты». С нашей точки зрения, все делается для того, чтобы это дело не расследовать.
Заседание отложено на 17 января. Я надеюсь, что к этому времени хотя бы прокуратура разберется, где находятся материалы расследования данного уголовного дела.
Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева
Комментарии