Илья Гущин был задержан 6 февраля. «Следователи пришли с обыском к Гущину в шесть часов утра, — рассказал журналистам координатор ассоциации «Росузник» Сергей Власов. — Переворошили всю квартиру. Опрокинули с кровати матрас и вытряхнули из шкафа одежду. В итоге они изъяли два мобильных телефона и футболку с джинсами, в которых Илья был на Болотной».
После обыска следователи сказали его матери, что задерживают Илью, а также, что они «устали и хотят поесть», и попросили покормить их. Удовлетворив потребность в пище, офицеры увезли Гущина в Следственный комитет. Ему инкриминировали участие в массовых беспорядках — часть 2 статьи 212 УК РФ и применение насилия в отношении представителя власти — часть 1 статьи 318.
7 февраля Илью Гущина доставили в Басманный районный суд Москвы для решения вопроса о мере пресечения. Дело рассматривала судья Солопова. Заседание началось с четырехчасовым опозданием — в 15 часов вместо заявленных 11. Гражданские активисты, пришедшие поддержать Гущина, отмечали, что судебные приставы вели себя несколько нервно, например, «настойчиво просили» снять политические значки.
Следователь Денис Курдюков, требуя заключения под стражу для Гущина, выдвинул «железные» аргументы: «Гущин ходит на митинги чаще, чем среднестатистический гражданин. И состоит в НДП (Национально-демократической партии. — Ред.), а НДП не лояльна действующей власти. Гущина нужно арестовать, так как он может продолжить преступную деятельность. Не исключено, что он продолжит ходить на митинги», — цитируют следователя Василий Дровецкий и Наталья Зотова, присутствовавшие на заседании.
Эта непосредственность изумила даже судью, которая задала следователю риторический вопрос: «Вы себя слышите?»
Другим аргументом в пользу ареста обвиняемого стало наличие у него загранпаспорта. На это защитник ответил, что загранпаспорт изъят следователями и Гущин не может им воспользоваться, чтобы выехать за границу.
Сам Илья признался, что действительно схватил полицейского за «обмундирование». Но сделал это, для того чтобы защитить упавших людей, которых избивали стражи порядка. Тогда Солопова начала, по выражению журналиста Сергея Смирнова, «фирменный прессинг»: «Он даже не знает, о чем говорит. Нахватался... Он даже понятия демократии, наверное, не знает».
Адвокат просил назначить его клиенту домашний арест или денежный залог. Судья наотрез отказалась от назначения залога, мотивируя это тем, что у временно неработающего Гущина необходимых средств нет.
— Вы понимаете, что такое домашний арест? — спросила судья Гущина.
— Квартиру нельзя покидать, — ответил подсудимый.
— И по телефону нельзя, и Интернет. Только телевизор, — напомнила Солопова.
Примерно в 16.30 судья удалилась на вынесение постановления. Итогом стало неоригинальное для российской судебной практики решение о заключении под стражу обвиняемого.
Нам удалось пообщаться с Андреем Скрипачом, хорошо знающим нового «болотного узника». Скрипач охарактеризовал политические убеждения Гущина как национал-демократические:
«Он выступает за умеренный национализм, ограничение миграции, ввод визового режима со странами Средней Азии и Закавказья, не является экстремистом и сторонником диктатуры, считает прошедшие президентские выборы нелегитимными и выступает за переизбрание президента и Государственной думы. Он принимал участие в нескольких легальных акциях оппозиции, включая «Русский марш», где шел в колонне национал-демократов».
6 мая 2012 года Скрипач и Гущин вместе были на «Марше миллионов», куда пришли как отдельные активисты, не связывая себя ни с одной из колонн. Разумеется, никакие столкновения с полицией Гущин не планировал. Но когда началась давка в зауженном проходе возле моста и полиция начала задерживать манифестантов, он попал в эпицентр происходящего.
Владимир Тор, один из лидеров Национально-демократической партии, сказал, что Илья Гущин не входит в «ядро актива» партии, однако партия намерена оказать ему поддержку, как и другим, кто проходит по делу о «беспорядках» на Болотной площади.
«Мы считаем, что Илья арестован совершенно необоснованно, — сказал он. — Нам всем необходимо вступиться за этого человека».
Материал подготовили: Игорь Волков, Мария Пономарева, Олег Снов (фото)
Комментарии