А Б В Шрифт

«Болотный процесс»: возможные сценарии и итоги

Комментируют Станислав Белковский, Павел Святенков, Павел Салин

Дюжина ножей в спину революции

6 июня стартует «болотный процесс». На скамье подсудимых пока лишь 12 обвиняемых из 28. Поэтому то, как будет идти суд над первой группой участников «массовых беспорядков», покажет, что в итоге хочет получить власть от всего «дела 6 мая».
Дюжина ножей в спину революции 5 июня 2013
До того, как было объявлено о дате первого заседания Замоскворецкого суда по «болотному делу», политики и политологи спорили о формате будущего суда. Многие считали, что Кремль не рискнет сажать всех или почти всех фигурантов в одну клетку, тем самым создавая большой и от того очень громкий процесс, — дескать, это грозит власти слишком большими имиджевыми потерями. Однако группка «бунтарей» в составе 12 человек все же была сколочена, невзирая ни на какие «предостережения экспертов». Теперь, когда с формой все более-менее понятно: за первой группой, видимо, на скамье окажутся вторая, третья и так далее, а потом их всех, возможно, объединят, — дискуссии переключились на содержание грядущего процесса. Иными словами, какая главная мысль будет озвучена каналами государственной пропаганды на потребу широкой публики и какую идею попытаются донести до рядовых «несогласных». Ну и, конечно же, общественность волнует вопрос, насколько жесткими окажутся приговоры.

Станислав Белковский, политолог

Я думаю, что судебное разбирательство по «болотному делу» будет недолгим: дела очень простые. Это не экономические дела на сотни томов.

В результате кого-то обязательно посадят. Другим, кто максимально лояльно вел себя на следствии и в суде, дадут условные сроки. Оправдательных приговоров не будет, это не тот случай. 

Весь смысл «болотного дела», на мой взгляд, состоит в следующем: показать рядовым активистам, что они не должны поддаваться на призывы несистемных политиков, потому что отвечать за это будут не лидеры, а рядовые активисты. Линия будет доведена до логического конца.

Полагаю, больше таких массовых процессов из-за событий на Болотной площади не будет, а точечные — возможны.

Стоит отметить, что активная часть общества, которая интересуется этим делом, не примет никакой результат. Отношения между ней и президентом Владимиром Путиным дошли до такой черты, когда он не может отвечать ее требованиям ни в каких своих проявлениях. Даже если участников «болотного дела» оправдают всех разом, активная часть общества не поставит это ему в заслугу, а скажет: «Он просто испугался, не смог даже людей приговорить».

***

Павел Святенков, политолог

Мне кажется, что власти попытаются провести раздел между лидерами оппозиции и простыми людьми, потому что «болотный процесс» затронет в первую очередь рядовых участников событий 6 мая 2012 года. Дескать, смотрите: Сергей Удальцов баллотируется в мэры Москвы, а обычный человек, вышедший на «Марш миллионов» и столкнувшийся с полицией, сядет в тюрьму.

Плюс постараются доказать, что все происшедшее было инспирировано западными спецслужбами, «иностранными шпионами» и тому подобное.

Внимание СМИ, резонанс в обществе никак не повлияют на проведение процесса.

Полагаю, что будут приговоры, но какие конкретно, посмотрим по результатам. Считаю, власть заинтересована дать фигурантам небольшие, но реальные сроки.

***

Павел Салин, политолог

От так называемого «болотного дела»  следует ждать обвинительных приговоров для его фигурантов. Думаю, оправдательных приговоров не будет вообще, возможно, кто-то сможет рассчитывать на условные сроки.

Властям и правоохранительным органам с самого начала было важно доказать саму преступность тех деяний, которые совершали участники акции на Болотной площади. Показания Константина Лебедева продемонстрировали, полагаю, что как минимум один участник признал, что он является преступником. Таким образом, вопрос о том, преступны ли деяния всех остальных, уже не стоит. Тут можно говорить лишь о том, какие есть смягчающие обстоятельства, на что подсудимые могут рассчитывать.

Трудно сказать, пожелают ли другие сотрудничать со следствием. Можно предположить, что кому-то и сейчас предлагают пойти на сделку. Это придаст больший вес юридическим позициям обвинения.

Пока невозможно предугадать, появятся ли новые обвиняемые в деле о беспорядках на Болотной. Год назад, думаю, власти планировали посадки сотен людей. Сейчас политическая ситуация расшатывается, появляются новые угрозы, и карательной машине может не хватить ресурсов.

В то же время внимание аудитории не будет сосредоточено только на этом процессе, так как разворачивается несколько более интересных сюжетных линий:  выборы мэра Москвы и процесс над Алексеем Навальным. Тут стоит не забывать, что аудитория уже устала. Единственные, кто последовательно отстаивает интересы участников этого процесса, — это их родственники, близкие знакомые.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.