Владимир Краснов, адвокат Платона Лебедева
В прессе появились сообщения, что ФМС РФ отказалась выдать Платону Лебедеву загранпаспорт. Но уведомление, которое было получено Платоном Леонидовичем, слов о невыдаче загранпаспорта не содержит. Там написано, что Лебедеву ограничен выезд из Российской Федерации.
ФМС объясняет ограничения тем, что за ним так же, как и за Михаилом Ходорковским, числится задолженность в 17 с лишним миллиардов рублей, которая тянется еще с приговора по первому «делу ЮКОСа». Вместе с тем в этой части приговор был признан Европейским судом по правам человека неправосудным, и Верховный суд РФ, исходя из обязательств России по международным приговорам, должен бы был это дело отменить, но, увы, этого не произошло.
Я по поручению Платона Лебедева сделал Российской Федерации предложение от его имени: если бюджет Российской Федерации предъявит к оплате вот эти векселя ЮКОСа, которыми якобы платились налоги, то Платон Лебедев готов их выкупить. И таким образом вопрос будет снят. Но мы уверены, что этих векселей ЮКОСа в природе не существует. Хотя если они все же где-то найдутся, то пусть Российская Федерация предъявит их публике и подтвердит законность своих притязаний.
Хочу напомнить, что по первому «делу ЮКОСа» кассационная инстанция в лице Мосгорсуда вообще сняла обвинения с Ходорковского и Лебедева по поводу уплаты налогов векселями. Но, что странно, гражданский иск остался в силе. То есть обвинение в преступлении, связанном с уплатой налогов векселями на сумму 17,4 миллиарда рублей, снято, а ущерб от него остался! Это возмутительная вещь, поскольку гражданский иск по уголовному делу может быть удовлетворен только в том случае, если ущерб причинен непосредственно преступлением, в котором лицо признано виновным. Поскольку Лебедева, как и Ходорковского, не признали виновными в незаконной уплате налогов векселями на 17 миллиардов, то и требовать никто ничего не имеет права. Поэтому Платон Лебедев с легким сердцем сделал такое предложение: дайте векселя, мы на них посмотрим.
Что касается решения ФМС, то тут ситуация чем-то похожая на интермедию Райкина. Человек приходит жаловаться на плохо сшитый костюм, а у него спрашивают: «У вас к пуговицам претензии есть?» — «Нет, к пуговицам претензий нет, но костюмчик не сидит». Так и тут. Один суд принял решение, другой суд его изменил и тоже все сделал правильно, ЕСПЧ дал свою оценку, тоже правильную, налоговая служба не имеет претензий. Но у судебных приставов лежит исполнительный лист. И, строго говоря, они не обязаны убеждаться в том, правильный он или неправильный. Им дали этот исполнительный лист, и они по нему шпарят. А ФМС, ссылаясь на этот исполнительный лист, отказывает в паспорте.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Роман Попков, Александр Газов
Очень точно подмечено