В единый день голосования в России состоится около 6200 выборов и местных референдумов. В частности, пройдут выборы депутатов законодательных органов государственной власти восьми субъектов Российской Федерации: Республики Алтай, Хабаровского края, Воронежской, Калужской, Курганской, Рязанской, Свердловской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, в административных центрах двенадцати субъектов Российской Федерации состоятся выборы органов местного самоуправления, в том числе:
— выборы глав муниципальных образований Краснодара, Иркутска, Омска, Ростова-на-Дону, Ульяновска;
— выборы депутатов представительных органов Астрахани, Воронежа, Иванова, Липецка, Новосибирска, Смоленска, Тулы, Ульяновска.
Россия — очень разная страна. Ее регионы отличаются не только по своему климату и экономической структуре. Весьма разнообразны институциональные системы и политические стили местных руководителей. Поэтому прогнозировать результаты выборов в том или ином субъекте РФ исходя только из опыта прошлых избирательных кампаний нельзя.
Существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на политическую ситуацию на местах. С одной стороны, на конкурентность в регионе влияет структура элиты. Чем разнообразнее отрасли региональной экономики и, соответственно, шире представлен крупный бизнес, тем больше естественных причин для развития политической конкуренции.
То же самое касается и регионов, в которых есть несколько примерно равных по значению и деловой активности центров. Например, два крупных города, которые постоянно друг с другом конкурируют, что неминуемо оказывает влияние и на политику.
Гораздо сложнее ситуация в монорегионах, зависимых от одного большого предприятия. Скажем, Ямал — регион стратегических интересов «Газпрома». Все понимают: что хорошо для «Газпрома», то хорошо и для Ямала. Хочешь или не хочешь, но либо ты работаешь с госмонополией, либо ты не работаешь нигде.
Субъективный фактор — конкретный политический стиль местных руководителей. Существует консолидаторский стиль, когда глава региона пытается найти общий язык с лидерами протестных групп граждан, инкорпорировать их во властную элиту и гласным или негласным путем разделить некие сферы влияния.
Но весьма распространен и другой стиль: любой несогласный воспринимается руководством как враг, с которым нужно бороться — не пускать его на выборы, сажать в тюрьму, публиковать против него компрометирующие материалы и так далее. И, конечно, такой подход создает на каком-то временном отрезке видимость политического благополучия. Но, как показывает практика, проходит период адаптации, и через какое-то время политическая конкуренция, если для нее есть естественные предпосылки, снова воскресает.
Исходя из всего этого не стоит судить о назначенных на 14 марта выборах, основываясь лишь на впечатлениях от выборов 11 октября 2009 года. Сам по себе набор регионов тогда был несколько девиантным.
К примеру, московские выборы, разговоры о которых не утихают до сих пор, были для столицы вполне традиционными. Потому что мифические представления о Москве как о центре демократического движения на самом деле умерли еще в 90-е годы.
Сейчас это город, который превратился в средоточие бюрократии самого разного уровня — среднего, большого и малого. Город, где за счет гигантских размеров очень ослаблены социальные сети. Внутренние миграционные движения: человек родился в одном районе, ходил в школу в другом, работает в третьем и так далее, приводят к индивидуализации людей, которые зачастую не могут объединиться вокруг какой-то общей идеи, самоорганизоваться. И в этих условиях рождался особый политический стиль столичного руководства.
Поэтому выборы в Москве уже достаточно давно проходят, мягко выражаясь, с большими проблемами. Когда есть некий список кандидатов, который всеми путями и способами приводится к власти, а все остальные кандидаты отсекаются еще на этапе регистрации.
Другое дело, что Москва всегда привлекала к себе особое внимание, воспринимаясь как зеркало всей политической системы в стране. С этой точки зрения то, как изменился стиль власти города по отношению к оппозиции, в некоторой степени показывает, как в целом за эти годы изменилась ситуация в России.
Развитие событий по московскому сценарию мы видели и в Марий Эл, где жесткий региональный режим способствовал появлению довольно предсказуемых результатов. Прибавим к этому списку Астрахань и Дербент — и перед нами предстает весьма нелицеприятный образ региональных выборов.
Что касается 14 марта, то здесь набор регионов несколько другой. В восьми пройдут выборы в местные парламенты. Среди этих регионов явных зон электоральной аномалии немного. Пожалуй, один только Ямало-Ненецкий автономный округ.
В ЯНАО господствует административная вертикаль (понятно, что бюджетники всецело зависят от исполнительной власти) и вертикаль корпоративная (речь идет о сотрудниках нефтяных и газовых компаний, в которых шаг в сторону равнозначен попытке к бегству). Никакой реальной оппозиции в регионе нет, точно так же, как и активного гражданского общества, и независимых СМИ.
С точки зрения электорального процесса, Ямал находится в одном ряду с республиками Северного Кавказа, Татарстаном, Башкортостаном, Кемерово и Москвой. Это все явления одного порядка. Поэтому и результаты выборов в ЯНАО будут такими, какие хочет получить власть. Единственный город в регионе, где существует хоть какая-то внутренняя конкуренция — это Ноябрьск.
Вполне предсказуемы итоги голосования в Хабаровском крае. Много лет регион возглавлял один из самых популярных губернаторов России, яркий харизматик Виктор Ишаев. Это привело к тому, что сейчас там очень большой дефицит сильных самостоятельных фигур, интересных политиков. Под большим деревом ничего не растет, поскольку его крона отбрасывает огромную тень.
И хотя Виктор Ишаев пересел из кресла губернатора в кресло полпреда президента, он, несомненно, остается главной политической фигурой края. Его нет в избирательном списке. Но есть такое понятие как «команда Ишаева» — формально в нее входят члены «Единой России». Этого более чем достаточно, чтобы на голову быть выше всех конкурентов, несопоставимых с людьми полпреда ни по ресурсам, ни по известности.
Есть, правда, отдельные персоналии, которые в принципе могут составить конкуренцию «команде Ишаева» — например, депутат Госдумы член КПРФ Сергей Штогрин. Но его локальной известности в рамках Хабаровского края — огромной территории с очень сложной системой транспортных коммуникаций — может не хватить для победы.
Гораздо более благоприятная ситуация для оппозиции на выборах, которые пройдут в центральной полосе России — Рязанской, Калужской и Воронежской областях. О последней стоит сказать отдельно. Воронежская область — единственный регион, который отреагировал на послание президента и снизил проходной барьер на выборах с семи до пяти процентов.
Достаточно высокая политическая конкуренция в Республике Алтай. В этом регионе очень сильные партийные организации имеют КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Так что безоговорочная победа выдвиженцам «Единой России» не гарантирована.
Вместе с тем итоги выборов 14 марта будут зависеть не только от уровня развития политической конкуренции на местах. Большую роль может сыграть выбор метода распределения мандатов. Вместо классической методики, традиционно используемой в России, собственно, как и в большинстве стран, в последние годы активно используется так называемый метод делителей Империали.
Не утруждая читателей математическими подробностями, лишь отмечу, что метод Империали дает партии, занявшей первое место, один-два лишних мандата по сравнению с тем, сколько бы она получала при естественной квоте.
Казалось бы, что такое один-два мандата? Ерунда. Скажем, в Государственной думе 450 депутатов. Один-два мандата в Госдуме погоду не делают, поэтому никому и в голову не придет вводить эту громоздкую методику. Как говорится, овчинка выделки не стоит. А вот в региональных парламентах, состоящих обычно из 40—50 депутатов, один-два мандата — это вопрос большинства.
В Ненецком автономном округе, где выборы прошли весной прошлого года, по классической методике «Единая Россия» в местном законодательном собрании должна была получить пять мест из 11. Но только благодаря применению делителей Империали она получила шесть — то есть больше половины. И это не единичный пример.
На выборах 14 марта, в отличие от прошлых, методика Империали будет применяться не во всех регионах. Наверное, это некий элемент реакции на октябрьский скандал. И хотя это не гарантирует нормальную кампанию, но, по крайней мере, говорит о том, что все-таки правила, по которым проходят выборы, дальнейшему уродованию подверглись далеко не везде. И этот позитивный момент не отметить нельзя.
«ВЫБЕРЕМ ЛИ ТЕХ, КОГО ХОЧЕТ ВЛАСТЬ»?
Лично мой ответ — БЕЗУСЛОВНО И ОДНОЗНАЧНО!
Потому-что ВЛАСТЬЮ ОНИ УЖЕ ВЫБРАНЫ...
Президенту РФ Д.А. Медведеву
Председателю Государственной Думы Федерального собрания
Прокурору Кемеровской области
Председателю областного суда
От Сергея Васильевича Пушкарева,
Проживающего: 652715, г. Киселевск, Кемеровской обл. ул. Восходная, 2.
Заявление
12 октября 2008 г. В Кемеровской обл. г. Киселевске проводились выборы в органы местного самоуправления и депутатов областного Совета. На избирательном участке 392 по адресу: п-д Строителей, 10 в помещении детского сада 46, членами участковой избирательной комиссии были сфальсифицированы подписи и номера паспортов избирателей, не пришедших на выборы. Так в списке избирателей (стр.6) под 79, член избирательной комиссии Гнездилова лично, без моего согласия, внесла номер моего паспорта в графу в графе другого избирателя. Таким образом, она пыталась обмануть меня, так как члены избирательной комиссии уже проголосовали за меня. То есть, члены избирательной комиссии, вошли в сговор с целью фальсификации выборов в пользу партии власти, чтобы сохранить в должности скомпрометировавшего коррупцией себя главы города.
По моему заявлению прокуратурой было возбуждено уголовное дело. Состоялся суд, который с подачи следственного отдела, признал виновной в фальсификации только одного члена избирательной комиссии Евсееву О.П. Следственный отдел проигнорировал факты, что из 18 подписей списка избирателей (стр.6) по моему мнению, и по заявлениям граждан, 14 подписей и данные паспортов, были сфальсифицированы. Это Шалагина Т.И., Савинова А.Л., Коротких В.И., Никаноров А.В. Хайрутдинова Н.В. и другие, чьи паспорта и подписи не соответствуют действительности.
Несмотря на мое заявление о грубейших нарушений закона о выборах, о признании их недействительными, председатель избир. комиссии О.Н. Данчева даже не отстранила Евсееву от работы в избирательной комиссии. А мне она громогласно предложила бутылку водки и шоколад, чтобы я проголосовал в дополнительном списке (подкуп избирателей). Евсеева продолжала окончательное оформление страницы списка избирателей. Я считаю, что на всех избирательных участках города, как сообщали мне наблюдатели, в день выборов находились представители горадминистрации, которые и контролировали, какой процент голосования необходимо проставить, чтобы данное голосование удовлетворило главу города. То есть фальсификация выборов была всеобщей и масштабной. Следственный отдел сделал все возможное, чтобы эти факты не стали известными общественности.
Масштабы преступлений во время выборов подтверждает тот факт, что во время выборов 12 марта 2008 года со мной произошло то же самое, когда я пришел голосовать, то за меня уже проголосовали члены участковой избирательной комиссии. Следственный отдел, по моему мнению, сознательно замял это дело, не стал объективно расследовать это преступление, свалив вину на умершего члена избирательной комиссии. Мне было отказано в получении копии отказного материала по расследованию этого преступления.
Требую: провести тщательное расследование по данным фактам, а также ответить, каким образом формировались участковые избирательные комиссии, выявить заказчиков этого преступления. ( Сама Евсеева на предварительном следствии заявляла, что ее заставили сфальсифицировать данные подписи). Весь город знает, что данные выборы были сплошной фикцией с целью сохранить у власти заворовавшихся чиновников. Требую дать ответ на вопрос — почему до сих пор не проведена экспертиза достоверности подписей избирателей по списку стр. 6 участка 392 и по всему Киселевску. Помимо того в городе кандидатам от других партий и самовыдвиженцам не разрешали печатать предвыборные материалы в городских газетах, например, газета «Городок», кандидату журналисту Васильеву В.Н. во время его выступления по ТРК «Киселевск», на полуслове оборвали трансляцию телевидения. На суде выяснилось, что выступление Васильева было прервано по звонку чиновника Администрации города. Хотя суд признал прерывание предвыборного выступление Васильева незаконным, никто из чиновников Администрации, отдавших приказ муниципальному телевидению, не понес наказания.
Требую объективного расследования лишения меня права голоса на выборах 12 марта 2008 года, наказания тех следователей, которые, выполняя заказ заворовавшихся чиновников, незаконно прекратили разбирательство дела. Требую возбуждения уголовного дела против главы города Лаврентьева, который, считаю, лично был заинтересован в фальсификации выборов. Именно Лаврентьев мог заставить установить со стороны чиновников тотальный контроль над выборами и их фальсификацию. Он, как глава города, несет личную ответственность, почему в списки избирателей были внесены мертвые души и за них охотно ставили свои подписи члены избирательной комиссии, например за Хайрутдинову, почему СМИ отказались печатать материалы кандидатов не от партии власти и незаконно проводили агитацию за кандидатов от «Единой России», только с его подачи прервали выступление кандидата Васильева. После его выступления сразу четыре работника ТРК «Киселевск» были почему-то, считаю, что вынуждены под давлением мэра уволиться с ТВ. То есть, считаю, вопреки Конституции РФ в Киселевске Лаврентьевым введена цензура в СМИ.
Требую: признать выборы по Киселевску незаконными, насильственным захватом власти кучкой коррупционеров, наложить арест на все документы избирательных участков и провести тщательное расследование и отстранить от должности и возбудить уголовное дело в отношении главы города С.С. Лаврентьева.
Приложение: статьи о фальсификации выборов в газетах «Киселевские вести» от 7 апреля 2009 года и от 30 июня 2009 года, и «Советский Кузбасс» от 4 и 5 от мая-июня 2009 года.
ПУШКАРЕВ С.В.