А Б В Шрифт

Обнародованы сразу два варианта программы партии «Правое дело»

Комментируют Дмитрий Аграновский, Евгений Минченко

«Правому делу» приписали ультралевый крен

Что кроется за публикацией «Известиями» фантастической программы «Правого дела», толком непонятно. Но можно предположить, что это продолжение энергичной кампании по раскрутке партии накануне выборов. А тут даже самые скандальные средства хороши.
«Правому делу» приписали ультралевый крен 26 августа 2011
«Правое дело» вновь будоражит информационное пространство. Газета «Известия» утверждает, что в ее распоряжение попала программа партии, содержащая громадное количество скандальных инициатив. Впрочем, сами партийцы уже открещиваются от этого документа, заявляя, что настоящий манифест «Правого дела», содержащий программные установки, опубликован на партийном сайте.

 

В настоящем манифесте «Правого дела», опубликованном на его официальном сайте уже после скандального материала в «Известиях», говорится о необходимости существенного расширения полномочий Госдумы, в том числе предоставления депутатам права суда и следствия, объявления импичмента членам правительства и губернаторам. Также предлагается упразднить институт полпредов в федеральных округах. «Праводелы» считают, что нужно вернуть не менее четверти мажоритарных депутатов. Президентскую власть партийцы характеризуют как имеющую монархические черты. Партия призывает россиян «учиться демократии».

Одно из наиболее впечатляющих предложений, приписываемых прессой «Правому делу», — объединение должностей президента и премьер-министра. При новой конфигурации президент одновременно должен возглавлять правительство.

Помимо этого, «Правое дело» якобы настаивает на жестких антикоррупционных мерах. Говорится о необходимости ратифицировать конвенцию ООН о борьбе с коррупцией, ввести презумпцию виновности для чиновников, при которой в том случае, если должностное лицо не сможет доказать законное происхождение своих доходов, они автоматически будут считаться преступными. По мнению «праводелов», государство обязано следить за расходами чиновников, и, если они будут больше, чем доходы, должно следовать наказание.

Также партии Прохорова приписывается желание лишить чиновничество льгот: дач, охраны, «мигалок» и даже упразднить Федеральную службу охраны.

Интересно еще и то, что предложения Михаила Прохорова «Известия» считают основанными на ультралевых идеях. Действительно, многие пункты цитируемого документа нельзя назвать иначе как радикально-социалистическими. В частности, говорится о гарантии трудящимся права на участие в профессиональных союзах, о соответствии уровня минимальной зарплаты 50 процентам от средней зарплаты по стране, о гарантированном за счет предпринимателей бесплатном образовании.

Если вспомнить предыдущие, допартийные высказывания олигарха Прохорова на социально-экономическую тематику, от резкого контраста наблюдателей бросает в дрожь.

Много интересного креатива приписывают «Правому делу» и в сфере международных отношений. Россия должна заключить военный союз с ЕС, создать единую с европейцами армию и единые стратегические ядерные силы. А на месте Калининградской области предполагается учреждение экстерриториальной зоны, не относящейся к российской юрисдикции — на ее территории должно действовать экономическое законодательство ЕС.

В пресс-службе «Правого дела» подлинность цитируемой «Известиями» программы отвергли. Партийцы сообщили Интерфаксу: «То, что появилось в СМИ, не соответствует действительности. Это полная дезинформация, которая к тому же дана без ссылки на какие-либо источники».

Дмитрий Аграновский, адвокат, член КПРФ

В последнее время политические силы — «Правое дело», «Справедливая Россия», «Единая Россия» — пытаются играть на поле КПРФ. Они все больше тяготеют к левым идеям, понимая, что они сегодня популярны.

Но они всегда были популярны в народе. А в августе 1991 года изменения произошли из-за небольшой группы людей, не разделяющих общих ценностей. Но никто не спрашивал мнения подавляющего большинства граждан страны. И в одном из вышедших недавно материалов, посвященных августу 1991 года, я прочитал, как участник тех событий описал свои впечатления: «Мы были счастливы, ведь мы, такое ничтожное меньшинство, сумели взять власть в стране». Ценности, которые были навязаны нам двадцать лет назад, не соответствуют менталитету 90 процентов населения России. В том числе моему и членов моей семьи.

И эти идеи, присущие жителям нашей страны, сегодня пробиваются на поверхность. Можно обманывать либо многих и недолго, либо немногих и продолжительное время. Но всех и всегда не получится.

Эксплуатируя идеи, изначально принадлежащие коммунистической партии, другие политически силы России действуют как игроки на обычном рынке — отвечают ожиданиям покупателей. В данном случае избирателей. Партии «Справедливая Россия», «Правое дело», «Единая Россия» не имеют под собой идеологии. Поэтому свои лозунги они могут тасовать как угодно. Сегодня заказчик, он же избиратель, хочет одного, и они призывают именно к этому. А завтра ситуация изменится, будут призывать к другому, прямо противоположному.

«Правое дело», как партия бизнесменов, в этом плане очень показательна. Если народ «покупает» левые идеи, то почему их не продавать? Вот и появляются в проектах, просочившихся в прессу, некие ультралевые предложения. Можно было еще взять Сталина на эмблему под лозунгом «Наше дело правое, победа будет за нами!». Я не удивлюсь, если такой человек, как Прохоров, пойдет на подобный шаг, если посчитает его выгодным.

Многие партии создаются у нас только для того, чтобы оттянуть голоса у КПРФ. Сейчас это, может быть, не так актуально. Более актуально создать удобного врага. И врагом этим становится «Правое дело», выступающее с совершенно невероятными, людоедскими инициативами вроде 60-часовой рабочей недели. И здесь единороссы будут кричать: «Не допустим!» На этом фоне «Единая Россия» будет смотреться более-менее прилично. Иногда хороший враг лучше друга.

Евгений Минченко, политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы

Лидер «Правого дела» и раньше делал достаточно скандальные заявления, поэтому программу его партии СМИ восприняли как вполне отвечающую духу организации. Полагаю, что якобы случайно просочившиеся в газеты сведения о документе — предварительный вброс дезинформации, за счет которого политтехнологи «ПР» пытаются привлечь внимание общественности к своей политической силе.

Из происходящего можно сделать вывод, что предвыборная кампания «Правого дела» будет строиться на скандалах. Им ничего больше не остается. Идентификации у партии среди избирателей нет никакой. И скандалы — единственный в этой ситуации способ привлечь внимание. Думаю, дальше будут организованы многочисленные пикеты по стране, участники которых станут провоцировать столкновения с властями, чтобы показать, как «Правое дело» прижимают. То есть создавать образ мучеников.

И история с вывешенными, а потом снятыми щитами вдоль дорог с изображением самого Михаила Прохорова из той же серии — скандал и мученичество.

Пока кампания, на мой взгляд, организована на низком уровне. Есть мнение, что на финансовые ресурсы, которыми обладает лидер партии, политтехнологи «Правого дела» могли провести ее достаточно неплохо. Но деньги напрямую в мозги не конвертируются. Их достаточное количество не предполагает в обязательном порядке наличие хорошей предвыборной кампании.

 

Материал подготовили: Сергей Шурлов, Роман Попков, Мария Пономарева

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.