А Б В Шрифт

Парламентская предвыборная кампания 2011 года значительно отличалась от предыдущих

Комментируют Геннадий Гудков, Вадим Прохоров

О жуликах и ворах, кругом не правом деле и тех, кто послал их всех «Нах-Нах»

Кампания по выборам депутатов Государственной думы VI созыва получилась интересной и насыщенной событиями, что совсем не типично для современной России.
О жуликах и ворах, кругом не правом деле и тех, кто послал их всех «Нах-Нах» 2 декабря 2011
Несколько громких внутрипартийных скандалов, очередная трансформация правящего тандема 24 сентября на съезде «Единой России», споры несистемной оппозиции по поводу стратегии на выборах — все это дало политологам и журналистам благодатную почву для прогнозов, выводов, оценок и прочих интеллектуальных упражнений.

 

По последней информации, поступающей из регионов, партия «Единая Россия» накануне голосования приняла неприятное для себя, но спасительное для страны решение: она прекращает борьбу за преодоление 50-процентного рубежа. Аналитики, работающие в ЦИК «Единой России», на протяжении последних недель отговаривали руководство партии от попыток «натянуть» проценты. На закрытых совещаниях неоднократно звучало обоснованное мнение специалистов о том, что преодоление партией планки в 50 процентов вызовет бунт в стране и приведет ее на грань революции.

Безусловно, событие номер один минувшей осени имеет отношение в первую очередь к грядущим президентским выборам, но и на выборах парламентских оно скажется достаточно серьезно. 24 сентября на съезде правящей партии Дмитрий Медведев и Владимир Путин разрешили наконец интригу вокруг судьбы президентского кресла после 2012 года.

Одновременно Путин предложил Медведеву возглавить список «Единой России» на выборах в Госдуму. Эксперты тут же отметили предусмотрительность и выверенность этого шага: зная, что рейтинг «медведей» неумолимо снижается, премьер благоразумно решил более не тянуть бегемота из болота, оставив эту тяжелую и малоперспективную работу нынешнему президенту.

На этом фоне вполне объясним и отход на второй план с такой помпой созданного «Общероссийского народного фронта» — вполне возможно, ОНФ, «нерушимому блоку партийцев и беспартийных», еще предстоит сыграть свою роль на выборах президентских.

Что касается самой «Единой России», то этот политический проект вошел в выборную фазу в самом трудном с момента его создания положении. Все социологические службы констатируют, что в обществе накопились неслыханные за последние десять лет раздражение и усталость от одних и тех же лиц на политическом олимпе. Партия власти и государство в целом стоят перед неразрешимой дилеммой: либо признать проседание рейтингов единороссов и «нарисовать» себе процентов 40, что более-менее близко к реальному положению дел, или, идя на невиданные даже по российским меркам фальсификации, наперекор очевидному положению дел и состоянию общества, брать планку конституционного большинства.

Оба этих сценария чреваты мрачными последствиями. В первом случае снижение результатов «ЕР» по сравнению с выборами 2007 года десакрализует власть, станет сигналом к тому, что перемены в России начались и принимают необратимый характер. Во втором случае насилие над социумом может еще больше озлобить людей и окончательно поставить Россию в рамки известной ленинской формулы «верхи не могут, низы не хотят».

Порадовало наблюдателей и бурное развитие событий вокруг «Справедливой России» и «Правого дела». Справедливороссы переживают болезненный процесс выпадания из «системы»: на наших глазах Сергей Миронов превращается из чиновника №3 чуть ли не в революционера.

Многие эксперты были полны скептицизма по поводу будущего «СР» — на партию, лишившеюся милости Кремля, смотрели как на «сбитого летчика». Наметившееся бегство из партийных рядов приспособленцев разных мастей вроде как подтверждало тезис о том, что без поддержки государства «СР» обречена. Однако на данный момент «Справедливая Россия» существенно поправила свой рейтинг — Миронов в роли оппозиционера оказался весьма харизматичен и убедителен. Вполне возможно, эсерам удастся сколотить фракцию в Думе.

Ну а сказ о том, как Михаила Прохорова сначала позвали возглавить «Правое дело», а потом, позабыв вернуть потраченные на агитацию деньги, из нее громко выдавили, претендует на политический анекдот номер один последнего десятилетия.

Обрадованные появлением небедного лидера, сторонники либеральной идеологии намеревались было получить ни много ни мало треть думских кресел. Но Сурков и его команда олигарха из партии убрали, судя по всему, надолго отбив у Прохорова желание заниматься публичной политикой.

Что же касается несистемной оппозиции, то она сначала традиционно обещала своим сторонникам объединиться — на этот раз, безусловно, навсегда — и даже добилась на этом поприще некоторых успехов. ПАРНАС Немцова, Милова, Рыжкова и Касьянова по задумке должен был привлечь голоса тех, кто когда-то поддерживал «Союз правых сил», но этот проект не выдержал «схватки» с Минюстом и, потеряв в ссорах и склоках одного из лидеров, завис в неопределенности.

Теперь несистемная оппозиция погрязла в дискуссиях о стратегии поведения на выборах. Вариантов предлагается три: послать всех «Нах-Нах» и испортить бюллетень, вообще проигнорировать жлобское голосование или последовать совету Навального, который призывает поддержать любую из партий, имеющих шансы пройти в Думу, кроме, само собой, «Партии жуликов и воров».

Геннадий Гудков, депутат Государственной Думы

Для партии власти произошли необратимые перемены. Де-факто «Единая Россия» проиграла избирательную кампанию. Реальный рейтинг «ЕР» сегодня ниже 30 процентов. И максимум, чего она может реально добиться, — примерно 40 процентов. Сверх этой цифры показатели будут достигаться совершенно другими приемами. Мы все знаем как.

То есть «Единая Россия» реально потеряла поддержку большинства избирателей. Если в 2007 года, на предыдущих выборах в Госдуму, она пусть что-то себе и приписала, но имела реальную поддержку большинства, то сегодня этого нет.

Партия власти потеряла доверие общества. Особенно в крупных городах. Думаю, здесь «Единая Россия» проиграет выборы не только фактически, но и юридически. А руководить, опираясь на забитую деревню и на тех людей, которые голосуют, не понимая, в чем дело, или просто привыкли делать, как велит начальство, невозможно.

Произошли необратимые изменения, требующие от власти политических реформ. И если Путин этого не понимает, то, значит, мы все движемся в очень опасном направлении.

Кроме реформ необходимо формирование коалиционного правительства вместе с оппозиционными силами.

Вадим Прохоров, адвокат, специалист по выборам, политическим партиям, гражданскому процессу

До выборов остается два дня, завтра наступает так называемый «день тишины», когда предвыборная агитация запрещена, но говорить об окончании собственно избирательной кампании сегодня нельзя.

Избирательная кампания заканчивается даже не после опубликования официальных итогов выборов, а после завершения рассмотрения жалоб, поданных участниками по поводу различных нарушений. Технически даже избирательную кампанию 2003 года, на которой проиграли СПС и «Яблоко», нельзя считать законченной, поскольку иски от этих партий Европейский суд по правам человека еще не рассмотрел. Поэтому говорить о скором окончании нынешней кампании не приходится, так как иски в суды, безусловно, будут поданы.

Эта избирательная кампания отражает изменения в обществе: народ все больше отчуждается от власти. И показательны в этом плане события 24 сентября, когда члены тандема рассказали о своем решении поменяться должностями. А могли бы не так решить, а передать, к примеру, власть какому-нибудь водителю. Такое откровенное презрение к народу на фоне пока еще его пассивности.

Очевидных нарушений вроде прямого подкупа избирателей и раздачи водки, что было характерно для избирательных кампаний предыдущих лет, на этот раз не было. Меньше было и различных агитационных плакатов. Говорит это о том, что власти уже отработали технологию фальсификации итогов выборов. Им важно не как проголосуют, а как подсчитают.

В этот раз мы видим и рост давления на наблюдателей, как зарубежных, так и российских. Это истории и с наблюдателями ПАСЭ, и с ассоциацией «ГОЛОС». Избирком старается «замочить» всех, чтобы никто не мешал фальсификации выборов.

Власть загоняет себя в такую ситуацию, когда ее смена произойдет не на выборах, а каким-то другим способом.

 

Материал подготовили: Сергей Шурлов, Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Valik
Давайте обождём два дня! Все подобные статьи, это крики ушедшему поезду... Будет результат выборов и будет понимание, как проголосовали избиратели!
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.