По имеющимся у портала Slon.Ru данным, наиболее ответственно к остаиванию своих попранных прав в судах подошли коммунисты: КПРФ подала иски в городе Шахты Ростовской области, где, по данным партийцев, у Геннадия Зюганова отняли более 2 тыс. голосов избирателей, а более 4 тыс. голосов приписали Владимиру Путину. Компартия готовит иски также в Москве и некоторых других регионах.
«Яблочники», чей кандидат Григорий Явлинский так и не был допущен до выборов, присутствовали на избирательных участках как наблюдатели от СМИ, а эта категория не может обращаться с жалобами.
В штабе Михаила Прохорова говорят, что ведут обобщение и систематизацию поступивших к ним данных о нарушениях и подадут иски в течение одной—двух недель. Кстати, именно атака на Владимира Владимировича в судах будет для Прохорова важным тестом на политическую самостоятельность.
А вот в штабах ЛДПР и «Справедливой России» царит тишина, никаких судебных баталий там не планируют. Напомним, что лидеры этих партий Владимир Жириновский и Сергей Миронов признали победу Путина на выборах уже в ночь с 4 на 5 марта и отметились в меру подобострастными телефонными звонками действующему премьеру.
По большому счету ждать от Миронова и Жириновского каких-то скандалов в судах было бессмысленно уже сразу после этих ночных поздравлений. Владимир Вольфович на выборах играл привычную роль статиста, а наблюдатели от ЛДПР в некоторых регионах не только не способствовали соблюдению предвыборного законодательства, но, напротив, чинили различные препятствия другим наблюдателям, играя на руку участковым избирательным комиссиям.
Миронов также являлся на президентских выборах не кандидатом, но проектом, пусть и весьма качественно исполненным. Сейчас уже понятно, что вывод Сергея Михайловича из федерального бюрократического штата и ввод в почти несистемную политику — достаточно хитроумная операция, задуманная еще до всех «болотных» из опасений, что ухудшающаяся экономическая ситуация может толкнуть электорат в объятия левых. Для этого создали «правильных» левых, которые потом не будут опаздывать с поздравлениями и беспокоить исковыми заявлениями.
Комментирует Дмитрий Аграновский, адвокат, политик
Говорить с трибуны можно что угодно, ругать власть, правительство, президента, «Единую Россию». Но реальные дела показывают, что собой на самом деле представляют те или иные оппозиционные партии.
Итоги президентских выборов не признали только коммунисты. И ЛДПР, и «Справедливая Россия» сделали это быстро, четко. Хотя тот же Сергей Миронов набрал на президентских выборах в два раза меньше голосов избирателей, чем его партия на декабрьских выборах в Госдуму. Разрыв в этих показателях очень велик, странен. Но самого лидера справороссов это не смущает, он молчит. А зафиксированные наблюдателями от партии нарушения не стали основанием для подачи соответствующих заявлений в суды. Это истинная цена оппозиционности данных политических структур.
КПРФ же жалобы подает. И при необходимости дойдет до Европейского суда по правам человека. Одна из жалоб партии, поданная еще в 2004 году, в настоящее время как раз рассматривается ЕСПЧ. Ждем от него ответа.
Главная цель сегодняшнего существования и ЛДПР, и «Справедливой России» — оттянуть на себя часть электората КПРФ. Признать их самостоятельными политическими субъектами, в отличие от компартии, нельзя. И многие граждане это понимают.
Дошло до того, что за коммунистов сегодня голосуют россияне, являющиеся носителями прямо противоположных по отношению к ним идей. Делают они это только потому, что видят в КПРФ единственную реальную политическую силу, хотя бы в знак протеста против действующей власти.
ЛДПР и «СР» — уходящие партии. Думаю, новый закон о многопартийности их добьет окончательно. Политическая жизнь в стране нуждается в оживлении.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов
Комментарии