Нельзя сказать, что государственные институты проигнорировали то, что почти три месяца было темой номер один для почти всех граждан России, — нарушения на выборах депутатов Госдумы и президента. Нет, вовсе даже наоборот: Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Министерство внутренних дел и, конечно, Центральная избирательная комиссия — все эти ведомства по отдельности не только зафиксировали несоблюдение норм права во время голосования, но и отчитались по ним.
Только вот ведь какая незадача: и Юрий Чайка, и Рашид Нургалиев, и Александр Бастрыкин рапортовали исключительно о работе своих структур. Никакого сводного отчета ни обществу, ни Думе, ни главе государства пока не представили. И, судя по всему, не представят.
В феврале 2011 года глава МВД рассказал о появлении 59 уголовных дел по итогам выборов в парламент. В свою очередь, глава СКР сообщил, что на 27 января 2011 года к нему поступило 541 сообщение о совершенных преступлениях, связанных с выборами в Госдуму. «По результатам процессуальных проверок возбуждено 36 уголовных дел, по 363 обращениям принято решение об отказе в возбуждении уголовных дел. Часть материалов мы направили в Генеральную прокуратуру, поскольку не усмотрели признаков преступлений, и 139 обращений находятся у нас на рассмотрении, по ним продолжаются проверки и будет принято процессуальное решение», — рассказывал Бастрыкин.
Тогда же, в январе, и Юрий Чайка прислал президенту промежуточный доклад, в котором прозвучала цифра в 3 тыс. нарушений.
И вот, спустя два месяца и еще одну избирательную кампанию, в рамках направленного в Совет Федерации итогового доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ Генеральная прокуратура утверждает, что по результатам двух прошедших выборов надзорным ведомством были зарегистрированы все те же 3 тыс. нарушений избирательного законодательства.
В документе говорится, что по итогам проверок 95 лиц привлечены к административной ответственности, возбуждено два уголовных дела. Еще 700 человек получили предостережения о недопустимости нарушений закона. И вывод: обнаруженные нарушения «не повлияли на итоги избирательной кампании».
Не говоря уже о подозрительной идентичности количества случаев несоблюдения закона, из доклада Чайки неясно, суммировало ли его ведомство данные МВД и СКР или это только то, что сумела выявить прокуратура.
А ведь есть еще и ЦИК, и партии, и избиратели. Кто в России сейчас может представить полную картину происходящего во время двух избирательных кампаний? Кто должен за это нести ответственность?
Владимир Путин, отвечая на вопрос о ситуации с выборами мэра Астрахани, посоветовал Олегу Шеину обратиться в суд. Это, безусловно, оптимальное решение для одного конкретного города. Но какой суд может рассмотреть иск по сумме всех нарушений? Верховный? Но туда подают иски опять-таки либо отдельные граждане, либо отдельные партии по всем конкретным случаям. Получается, что в целом добиться справедливого рассмотрения нарушений избирательного права для всех граждан невозможно.
Видимо, именно поэтому все те люди, которые участвовали в масштабных фальсификациях, и чувствуют себя столь вольготно. Конечно, один конкретный член одной избирательной комиссии может быть наказан. Но доказать и, главное, наказать всех, кто украл наши голоса, в рамках нынешней правовой системы не получится.
Комментирует Дмитрий Аграновский, адвокат, политик
Прокуратура обязана реагировать на нарушения закона. Касается это и нарушений избирательного законодательства в ходе выборов.
Приведу собственный пример. 4 декабря я принимал участие в выборах в Московскую областную думу. И ситуация со мной сложилась не менее возмутительная, чем у Олега Шеина на выборах мэра Астрахани. Сейчас я активно переписываюсь с полицией и прокуратурой по поводу фальсификаций. Все материалы готовы. Уже трижды полиция отказывала мне в возбуждении уголовного дела по фактам нарушений. И трижды прокуратура отменяла это решение. Так что я на основе своего опыта вижу, что прокуратура на мои обращения реагирует.
В целом же система весьма неповоротлива. Хорошо, что за мной стоит компартия, а сам я являюсь юристом и знаю, как составлять документы. Рядовому же человеку, не обладающему серьезными денежными средствами и хорошими познаниями в области законодательства, бороться с системой очень тяжко.
Но и мне, юристу и политику, совершенно непонятно, как систематизируются эти нарушения. Те, что были у меня, я видел сам. Но со стороны госструктур никто этим не занимался — не собирал, не обобщал. Наверняка такая же ситуация и по другим избирательным округам.
И откуда у МВД, прокуратуры появились их цифры, непонятно. Это явно не все нарушения, их было по всей стране, вероятно, на порядок больше. Никто в автоматическом режиме этим не занимается. Все переложено на многострадальные плечи простых граждан, нас с вами. Сама же система не заинтересована в сборе и систематизации подобных сведений.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Из Росстата пришла бумажка с требованием отчитаться... бросил и забыл. Недавно позвонили — я сказал, что ничего не получал, а кто они такие, которые звонят, и где они взяли мой телефон, я не знаю, и никаких данных сообщать им не буду. Ну и всё. :) КПСС такой тихой сапой завалили, и с этими кровососами справимся.
от совершенства и неповоротлива. Особенное выделение -это получило
за период выборной компании,где форма результативности при отсутствии должного контроля приводит к таким результатам, как голодовки, акции протестов ,не согласие и тд. Таким образом высказывается свое мнение
и оно как правило не совпадает с мнением руководства.которое в свою
очередь не по факту,а на веру словестном заключениям, как-бы доверяет.
И вот тут, начинает срабатывать другой принцип. Те кто обязаны : проводить проверку по факту,а провели в форме словесного заключения
и эту форму без надлежащей проверки доложили руководителям.
Такими действиями под удар общественности ставиться последний,
он принимает всю информацию и берет под крыло. (вспомнить : Д. А .Медведев и Чуров .) По форме письменных обращений их ответов,
сокрытие,тут равных нам нет-это результаты полной без бесконтрольности.Скажу как практик-долгие годы был в« комиссии по контролю деятельности администрации по вопросам обращения граждан»,получали документы из ЦК КПСС, П В С СССР, но такова не было, что-бы в начале года исх № были шестизначные.Тут одно, таким образом нарабатывается показатель занятости /нагрузки на одного\ ,
Примеров за тридцати летнею переписку достаточно много .