Конечно, в день голосования в Химках были все известные «прелести» с вбросами, непонятными списками избирателей, удалением наблюдателей. Даже драки на участках тоже были. И все же мы не можем сказать, что двукратный перевес Шахова предопределили именно эти грязные технологии.
И осознание этого факта для оппозиционеров очень важно. Потому что осознание этого факта полностью меняет отношение людей к окружающей действительности. Если вы свято верите, что проиграли только потому, что вас обсчитали, что поданные за вас голоса приписали сопернику, тогда вы просто не понимаете, что на самом деле случилось. А если вы четко осознаете, что приписки и вбросы украли у вас проценты, но не победу, — вот это уже совсем другая история.
Поэтому мне очень интересно, как оппозиция отреагирует на свой проигрыш. Сейчас реакция естественно-эмоциональная. Сейчас обида сильнее трезвого расчета. Сейчас эти пошлые съемки с участка 3008 жгут сердце. Но помимо максимально шумного оповещения об обмане, помимо совершенно необходимого обращения с чемоданом жалоб в суды надо что-то решить и для себя. Почему так случилось?
Я думаю, что причины неудач оппозиционеров лежат в двух плоскостях. Во-первых, у них реально нет еще широкой поддержки. Вы обратили внимание, что при всей бурности гражданской активности минувшей зимой и весной активность эта была почти исключительно московской? Вы обратили внимание, что толпы наблюдателей 4 марта были тоже в основном в Москве? Правильно! Потому что в этом городе, где сконцентрированы все деньги, все кадры и все возможности для чего угодно, уже сложился тот самый средний класс. Прослойка людей, которые уже насытились куском хлеба с колбасой, новыми телевизорами, автомобилями, турциями и дорогими шмотками. И к ним пришла потребность в чем-то более «высоком». Они уже могут думать о свободе, о правах, о том, чтобы самим выбирать власть и участвовать в управлении страной. Вырабатывать правила, удобные для их бизнеса и вообще для организации нормальной жизни.
В регионах же такой прослойки еще нет! Нет класса собственников, нет потребности в свободе и правах. Нет желания управлять, выбирать и думать. А есть жизнь на бюджетные деньги. Есть два федеральных канала в телевизоре. Есть все еще большое удивление от того, что колбаса и водка все никак не кончаются. Поэтому можно, конечно, упрекать оппозицию в том, что она сосредоточилась на Химках и мало работала в регионах. Но работать там все еще не с кем.
Да и активистов оппозиционных на периферии не так много! Где там своим местные Чириковы? Два-три человека, которые не делают погоды. А власть там такие корни пустила и так присосалась к столичным дотациям, что ни за что расставаться со своим благополучием не хочет. Так что оппозиционерам нужно, хорошо осознавая все это, просто начать упорно и долго трудиться, понимая, что перемены произойдут не скоро.
Отсюда и вторая причина неудачи в это воскресенье. Вот говорят, что никто программы не читает. Это плохие, пустопорожние программы никто не читает. Но если у вас есть хорошая программа, то ее с удовольствием прочтут и послушают. А у оппозиции еще с прошлой зимы никакой программы так и не появилось! Есть сатира, креатив, есть карнавал. Есть смелость и готовность идти хоть под дубинки, хоть в автозак. Но простой обыватель не очень понимает, что изменится, если эти люди заменят тех. Что конкретно станет лучше?! Пускай власть плохая, но чем хороши вы? Для образованных, порядочных, чудесных это все очевидно, но для миллионов избирателей не факт. Им явно недостаточно того, что вы против власти.
Почему мы должны любить Чирикову? Откуда уверенность в том, что она знает, как управлять городом и что она точно справится с рутинной повседневностью, где нет места митингам, лозунгам и где недостаточно одной лишь личной смелости и порядочности? Я хотел бы напомнить, что либералы, демократы и просто хорошие люди уже были у власти в нашей стране. И бездарно ее упустили. Именно потому, что лозунги у них были, а плана действий не было. И народ быстро в них разочаровался и с удовольствием вернулся в темное прошлое.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов
До тех пор пока.