Свершилось то, о чем так долго говорили большевики и остальные оппозиционеры, — Владимир Путин возвращает мажоритарную систему выборов в Государственную думу. Однако вдруг оказалось, что все опять недовольны.
«Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов сообщил, что компартия не поддерживает представленную концепцию закона по смешанной системе выборов в ГД», — пишут РИА «Новости». Не рады и в ЛДПР: «Руководитель Высшего совета ЛДПР, вице-спикер нижней палаты Игорь Лебедев считает, что введение смешанной системы — это откат в прошлое», — цитирует агентство.
Аргумент парламентских оппозиционеров ясен: они уверены, что от нововведений выиграют «денежные мешки» и опять-таки единороссы.
Наверное, честнее было бы прямо заявить, что любая система выборов в России не может считаться идеальной по очень простой причине: как бы ни хорош был закон, всегда найдутся те, кто с помощью административного ресурса или финансов его обойдет. Но в таком случае логично было бы вообще отказаться от участия в выборах или не признать их результаты, коль скоро, по вашему мнению, они нелегитимны. Ни компартия, ни детище Владимира Жириновского, ни «Справедливая Россия» этого не сделали и не сделают, так что придется им жить по новым-старым правилам.
А они не так уж плохи. Безусловно, ярких и сильных кандидатов будут просто не допускать до голосования — механизм этот хорошо отработан еще в 90-е. В те годы бывали просто фантасмагорические случаи.
Так, например, за день до выборов депутатов Госдумы в 1999 году кандидат от КПРФ по Череповецкому одномандатному округу , действующий парламентарий, был вычеркнут из списка для голосования решением избирательной комиссии. По рейтингам он опережал других претендентов. После прошедшего без него волеизъявления он выиграл все суды, в том числе и Верховный, признавшие, что сняли его незаконно. И что? Результаты никто отменять не стал.
Таких случаев было море. И будет столько же, если не больше.
Тем не менее подобный мухлеж проходит не везде и не всегда. Яркие и известные в регионах фигуры даже в тяжелых условиях на равных конкурировали с правящей партией. У последней — свои трудности. В провинции к «Единой России» все еще относятся с пиететом. В Москве, Питере — нет. Год назад на выборах муниципальных депутатов представители «ЕР» побоялись прямо заявить о своей принадлежности к «ПЖИВ» и назвались самовыдвиженцами. По новому закону такой номер не пройдет — им придется либо лгать, что чревато разоблачением и снятием с дистанции, либо выходить из партии и собирать подписи.
А ведь из одной только столицы на Охотный Ряд придут примерно 15 одномандатников, что в пять раз больше, чем из всей Вологодской области. Почти полноценная фракция! За это можно и стоит побороться.
Также новый закон полезен и для отношений внутри партий. Не секрет, что руководство партий, формируя федеральную часть списка, имеет возможность лоббировать в него своих любимчиков, спонсоров и даже охранников — вспомним Малышкина у Жириновского и Тарнаева у Зюганова. Регионалы, пусть и ругаясь про себя, вынуждены терпеть «варягов». Мажоритарная система даст возможность люфта — в округах будут выдвигаться те, кого там знают и уважают.
В любом случае новая редакция закона — ответ Кремля на требования оппозиции. Задача которой теперь — сагитировать сторонников идти работать в УИКи и учиться быть наблюдателями. Ну и искать достойных кандидатов в депутаты, способных составить конкуренцию выдвиженцам правящей партии.
Комментирует Вадим Соловьев, депутат Государственной думы, глава юридической службы КПРФ
Смешанная система выборов дает одностороннее преимущество «Единой России». Почему? Если взять партийную часть списка, то там закавыка в том, что они записали все голоса, полученные не прошедшими в парламент партиями, на победителя. Раньше голоса, поданные за непрошедшие партии, равномерно распределялись между теми, кто преодолел проходной барьер, но теперь эта норма отменяется.
Теперь «Единой России» достаточно на 1 процент оторваться от КПРФ, чтобы получить дополнительные 10—15 процентов голосов от малых партий.
Поэтому их создают много, но запрещают объединяться. Ведь правая оппозиция могла бы объединиться за Конституцию, за честные выборы, и появился бы мощный блок, который мог пройти в парламент. А если их разбить на мелкие партии, они наберут по полпроцента, по несколько процентов. И вся эта масса голосов достанется «Единой России».
А в одномандатных округах власти могут применить такой метод, который использовали в Москве на последних муниципальных выборах, когда идут якобы независимые кандидаты, которые на самом деле являются единороссами. А потом, после выборов, в муниципальных советах оказывается более половины сторонников партии власти. «Единая Россия» фактически обманывает избирателя, под видом независимых кандидатов проталкивает своих.
Ну и, разумеется, будут всячески шельмовать реально независимых кандидатов, которых постараются отсеять еще до выборов.
Если бы выборы проходили по той схеме, которая предлагалась раньше, «Единая Россия» рисковала утратить господствующее положение в Госдуме. А с новым законом они рассчитывают взять конституционное большинство.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии