Павел Пряников, журналист и публицист
Для КПРФ, скорее, важна не победа, а участие в выборах. Понятно, что вторая по значимости политическая партия всегда должна о себе заявлять, искать какой-то повод, чтобы напомнить о себе. Участие в выборах — это еще и способ мобилизовать свой электорат.
Думаю, победа на выборах предрешена в Москве. Понятно, что никто бы не отдал такой важный город, как Москва, оппозиции. У КПРФ, думаю, в Москве 15—20 процентов есть. Наверное, на этих выборах голосов у них будет чуть меньше. Но с другой стороны, чтобы действительно была какая-то альтернатива Сергею Собянину, я уверен, нужен единый кандидат от оппозиции. Не важно, кто это будет — человек от КПРФ, Алексей Навальный, Сергей Митрохин и так далее. Ясно, что будут какие-то спойлеры, но от оппозиции нужен один кандидат.
Для КПРФ на выборах мэра Москвы кандидатура своего представителя не важна — Клычков или Мельников, — так как голосуют за бренд КПРФ. КПРФ уникальная и отличается от ЛДПР, «Яблока», «Единой России», где выбирают нередко лидера.
У нас страна всегда была патерналистской и люди моложе 40—45 лет воспринимались как совсем молодежь. Это было нормально не только в российской практике, но и в советской или царской. Считалось, что правитель должен быть зрелым человеком. Сейчас, наверное, ушло время совсем стариков, как в советское время, но люди от 50 до 65 лет воспринимаются как самый приемлемый для избирателей вариант. В патерналистской стране иначе быть не может. Так что Клычков тут не очень подходит.
Сейчас единый кандидат от оппозиции на выборах мэра Москвы невозможен. Это выгодно в том числе и власти, которая со многими политиками работает: не знаю, как работает, но не секрет, что всегда идут переговоры с Администрацией президента. Кроме того, у многих лидеров есть политические амбиции, есть спонсоры, которые, конечно же, настаивают на том, чтобы та или иная политическая сила заявляла о себе.
***
Андрей Пионтковский, политолог
Думаю, при выборе кандидата от КПРФ сыграл возрастной фактор. Все-таки Клычков слишком молод для коммунистического руководства. Это партия солидных мужчин. И Мельникову отдали предпочтение.
Кстати, голосуют в основном пожилые. Мельников для пенсионеров более свой, чем 34-летний Клычков. Может быть, и такой фактор сыграл.
Кроме того, коммунисты, считаю, прекрасно понимают, что это некий ритуал, в котором они участвуют. Какая разница, кто будет кандидатом? Голосуют по бренду, кандидат по барабану.
Выборы в Москве носят достаточно условный, ритуальный характер. Все прекрасно понимают, что ни представитель КПРФ, ни какой-то другой кандидат, кроме Собянина, не станет мэром Москвы. Тем более к власти, на мой взгляд, коммунисты в принципе не рвутся. Но получить 10—12 процентов они могут, если больше — приятно.
Моя позиция: пора прекратить играть в эти шулерские игры. Выборы фальсифицируются не только в день голосования, наглыми подтасовками и вбрасываниями, но задолго, с самого первого дня — с регистрации кандидатов. Я могу назвать четырех людей очень разных, которые, на мой взгляд, действительно могли бы представить какую-то угрозу Собянину, но, опять же, даже не в плане завоевания первого места, а отобрав у него значительную часть голосов. Это Алексей Навальный, Юрий Лужков, Михаил Прохоров, Григорий Явлинский. Готов заключить пари, что по разным причинам ни один из этих кандидатов не будет зарегистрирован.
Думаю, что на этих выборах молодежь голосовать не пойдет. Какая-то ее часть готова была бы готова проголосовать за Навального или Прохорова.
Дело не в едином кандидате — проблема гораздо хуже. Ведь любого серьезного кандидата не зарегистрируют.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии