А Б В Шрифт

Гражданское общество забыло про выборы губернатора Московской области

Аглая БОЛЬШАКОВА,

обозреватель «Особой буквы»

До Подмосковья рукой подать, но руки никто не подал

Предвыборная кампания в ближайшем к столице регионе не вызывает живого интереса у гражданских активистов — даже далекому Екатеринбургу уделено больше внимания. В итоге Геннадий Гудков борется с подмосковной «вертикалью» почти в одиночку.
До Подмосковья рукой подать, но руки никто не подал 5 сентября 2013
Когда выборы губернатора Московской области еще только намечались, несистемная оппозиция возлагала на эту кампанию большие надежды. Ее потенциальный ставленник Геннадий Гудков (который в итоге и был выдвинут), как считалось, имел шансы выступить очень и очень достойно. На его стороне были и местное происхождение, и связи в силовых структурах, сохранившиеся хотя бы на уровне личного общения, и широкая известность. Хотя Гудков уже перестал быть депутатом Госдумы, он по-прежнему остался тем, кого российские политологи называют «тяжеловесом». Такой кандидат оппозиции является достойным соперником представителю власти: при грамотной, последовательной и упорной работе штаба он может выйти как минимум на второй тур. На стороне оппозиционного кандидата — многочисленные подмосковные наукограды, которые населяет трудноуправляемый электорат. Географическая близость Подмосковья к столице означала, что московский политический класс может оказать деятельную поддержку своему выдвиженцу. Выезжали же в 2012 году московские «белоленточники» в Ярославль, на помощь Евгению Урлашову, а потом и в Астрахань, к голодающему Олегу Шеину, а затем в Химки к Евгении Чириковой! Однако на деле все получилось немного по-другому. Основное внимание столичного оппозиционного бомонда оказалось сосредоточено на предвыборной кампании в Москве. Про Гудкова забыли и даже не желали вспоминать.

Еще в начале июня никто не знал, что скоро столица будет выбирать мэра. Однако 5 июня Сергей Собянин внезапно ушел в отставку с поста мэра, но сохранил должность (наивным иностранцам не понять российской политической культуры). Он продолжал исполнять служебные обязанности и заполнять собою эфир: врио мэра и кандидат в мэры Собянин оказался для провластных СМИ гораздо более интересным персонажем, чем просто мэр Собянин.

В целом московская избирательная кампания стала в высшей степени насыщенной. Кандидатов на должность городского головы выставили все парламентские партии (Собянин пошел «самовыдвиженцем», чем изрядно повеселил народ) и несистемная оппозиция в лице Алексея Навального.

Во многом благодаря участию Навального московская выборная кампания постоянно пребывает под пристальным вниманием политических СМИ и блогосферы. Определенную долю внимания получили ярославская и екатеринбургская кампании — опять-таки благодаря присутствию VIP-ов: Бориса Немцова и Илья Яшина в Ярославле, Евгения Ройзмана в Екатеринбурге.

На этом фоне кампания по выборам губернатора Московской области выглядит бледновато.

«Избирательная кампания в Московской области оказалась спокойнее столичной», — констатирует Газета.Ru. Действительно: кандидаты не пытаются снять друг друга с дистанции через суд, никто никому не выпиливает дверь, не наводит полицию на типографию, не обклеивает символикой конкурентов памятники, не ворует чужие агитационные баннеры с балконов — равно как и не вывешивает такие баннеры.

Ну разве что в Зарайске избирателей звали на выборы под флагом протектората Богемии и Моравии. Это квазигосударство почему-то очень нравится российским чиновникам.

Материал по теме: интервью с Геннадием Гудковым: «Мы идем, чтобы показать, что представляют собой эти выборы, и их разоблачить». (ДАЛЕЕ)

За исключением Геннадия Гудкова, врио губернатора Андрею Воробьеву будут оппонировать безопасные спарринг-партнеры. Вряд ли хотя бы один из ста избирателей Подмосковья знает, кто такой Александр Романович (кандидат в губернаторы от «Справедливой России») или Надежда Корнеева (безнадежный кандидат от безнадежных «Патриотов России»).

Максим Шингаркин, представитель ЛДПР, мало кому известен за пределами политической «тусовки». Впрочем, единственный яркий и харизматичный политик в партии Владимира Жириновского — это ее бессменный лидер.

Многих удивил тот факт, что КПРФ выставила в Московской области ничем не знаменитого Константина Черемисова. Разумеется, прославленный «ядерный электорат» коммунистов дисциплинированно придет на избирательные участки и поставит галочку куда следует. Но «ядерный электорат» — это где-то 20 процентов. Видимо, компартия не надеется победить в Подмосковье. Или партия изначально не ставила перед собой подобной цели?

Одним словом, единственный оппозиционный кандидат в губернаторы Подмосковья — это Геннадий Гудков, выдвинутой партией «Яблоко».

При этом, по наблюдениям журналистов «Росбалта», Гудков проводит с избирателями гораздо меньше встреч, чем чемпион московской кампании — кандидат РПР-ПАРНАС Алексей Навальный. Коллеги по Координационному совету оппозиции, в свое время поддержавшие его выдвижение, не балуют Гудкова вниманием (впрочем, многократно упомянутый здесь Навальный заявил о его поддержке). Рядовые политические солдаты, будь то активисты еще допутинского «призыва» или те, кто пришел в политику в декабре 2011-го, тоже массово не рвутся в волонтеры в его команду. И если на московских выборах ожидается переизбыток наблюдателей, то в области сторонники Гудкова на данный момент «закрывают» не больше трети участков. Остальные избирательные участки — учитывая «бурную» активность прочих оппозиционных кандидатов — целиком и полностью отдаются на откуп «вертикали власти».

А между тем профессиональным фальсификаторам, которые будут трудиться в интересах одного очень перспективного кандидата, работать в Подмосковье проще, чем в Москве. Во-первых, регион велик: по площади чуть меньше, чем Словения и Македония вместе взятые. Охватить все избирательные комиссии, наполнить их наблюдателями и независимыми членами комиссий физически трудно.

Кроме того, в Московской области много полувымерших, полувыселенных деревень, сел, а то и небольших городков. Как и в большинстве областей в средней полосе России. Но перед выборами эти городки и деревеньки могут заселить новоявленные почитатели действующей власти, неведомо откуда явившиеся в запредельном количестве. Положим, не столько заселить в физическом смысле, сколько зарегистрироваться там, с тем чтобы 8 сентября проголосовать за кого следует. После чего они могут и выписаться. При лояльности паспортных столов провернуть такой фокус не составит труда, и, что самое интересное, тут почти нет нарушения. Если только никто из участников этого смелого миграционного эксперимента не расскажет, кем, как и зачем было организовано это великое переселение избирателей.

Скорее всего, власти быстро сообразили, что гражданское общество не уделяет лишнего внимания Подмосковью, и готовятся рисовать на выборах результат, достойный среднеазиатской деспотии. О том, как на областных выборах будут накручивать проценты, рассказывает Дмитрий Гудков:

«Вот такую штуку прислали нам сегодня в штаб, предупредив о фальсификациях в Подмосковье, — пишет он в своем блоге. — Замечательная инструкция для местных администраций и карусельщиков. Теперь мы видим, как г-н Воробьев хочет получить «плановые» 60—70 процентов, а на второе место поставить никому не известного Черемисова из КПРФ. Примерно такие же инструкции использовались на фальсификациях 4 декабря 2011 года.

— «Аккуратно вскрывает урны и заменяет не наши бюллетени»;

— «Урна заменяется на дублирующую»;

— «Вскрывается урна и производится замена бюллетеней анти на наши».

Круто, да?! Особенно после того, как Воробьев инициировал кампанию «за чистые выборы в Подмосковье».

Этого не скрывают и мэры подмосковных городов, которых «развели» пранкеры».

Напомним, недавно телефонные шутники позвонили мэрам нескольких городов Подмосковья и от имени ЦИК порекомендовали им обеспечить 70-процентный результат Воробьеву, а кроме того — вытянуть на второе место малоизвестного кандидата КПРФ Черемисова.

Мало кто сейчас надеется на победу Гудкова на губернаторских выборах. После вынужденного ухода из Госдумы он ощутимо потерял задор. Да и возможности независимого политика не идут ни в какое сравнения с возможностями депутата федерального парламента и члена крупной партии. Но одно можно сказать наверняка: если бы «белоленточники» всерьез взялись за агитацию области, а 8 сентября пришли бы наблюдать на подмосковные участки, кандидату от власти пришлось бы нелегко.

 

Материал подготовили: Аглая Большакова, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.