Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Дмитрий Горовцов, проблемы борьбы с коррупцией, ч. 1
Систему органов, которые сражаются с коррупцией, можно представить в виде огромного многоярусного сооружения. На первом ярусе находятся общественные организации, научные организации, различные правозащитные фонды, а также те, кто заинтересованно занимается обсуждением этой проблематики в средствах массовой информации, внутри своих научных кафедр и так далее. Ну и, естественно, публицисты, которые много пишут на эту тему, высказывают свои точки зрения, оценки и предлагают свои меры борьбы с коррупцией.
Второй ярус — это органы исполнительной власти, различные силовые структуры, НИИ этих структур, институты, которые работают, например, при МВД, ФСБ и других силовых подразделениях (и не только).
Следующий ярус по степени его значимости можно определить как дыхательный орган нашей страны. Это Федеральное собрание, прежде всего Государственная дума. По сути дела здесь происходит накопление, обсуждение различных предложений, которые поступают из первых двух ярусов. Но что особенно важно, эти предложения не только обсуждаются: наиболее значимые, наиболее интересные из них трансформируются в новые законы. Являясь субъектами права законодательной инициативы, члены комитетов и комиссий Государственной думы, депутаты Государственной думы могут трансформировать эти наработки в законопроекты или поправки к законопроектам, которые в итоге выносятся на голосование в Государственную думу. Государственная дума в данной иерархии — это своего рода «шеф-повар» в области законотворчества. Четвертый ярус — это Президентский совет по борьбе с коррупцией. Ранее это была межведомственная комиссия, которую возглавлял в то время помощник президента Российской Федерации Виктор Петрович Иванов. На мой взгляд, это вершина пирамиды. И этот ярус по сути имеет неограниченные полномочия и возможности. Они могут в любое время без всякого ограничения приглашать министров, различных должностных лиц. Любого специалиста — ученого или политолога — могут привлечь к своей работе. Здесь огромное поле для творчества. Эта инстанция, на мой взгляд, должна задавать общие стратегические, или магистральные, направления в борьбе с коррупцией. Такова иерархия органов, которые пытаются противодействовать коррупции и занимаются борьбой с ней.
К сожалению, Президентский совет по борьбе с коррупцией, как и ранее существовавшая межведомственная комиссия, непонятно по каким причинам работает в закрытом режиме. Мы как орган законодательной власти не имеем информации о его работе. Стенограммы в Государственную думу не направляются, и мы их не можем изучать и оценивать. И что самое важное, в этой структуре при президенте Российской Федерации нет представителей ни Государственной думы, ни Совета Федерации. Те мудрые мысли, которые наверняка есть у 26 членов этого совета, недоступны даже специалистам. Это что-то заоблачное, к сожалению.
Комментарии