На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

23 декабря 2024

Экономика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Особое видео: Еженедельная передача RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА

Михаил ДЕЛЯГИН,

директор Института проблем глобализации

БИОМАССОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Ведут передачу Лев Гулько, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», и Павел Шипилин, шеф-редактор «Особой буквы».
БИОМАССОВАЯ ПОДДЕРЖКА 30 сентября 2009

Новый мировой порядок (ч. 2)

МД: Нет. Они договорились не только кулуарно. Они экономические вопросы забрали у «Большой восьмерки», отдали «Большой двадцатке», что с точки зрения теории очень правильно. Это расширение круга интересов. Представлены успешно развивающиеся страны и не развивающиеся типа Египта. Представлена международная бюрократия. Хотя я не уверен, что это хорошо, но «Большая двадцатка» — искусственное образование, которое возникло в 1999 году в процессе посткризисных разборок между кредиторами и должниками. Прошел кризис 1997—1999 годов, образовался вал долгов — этот вал нужно было разгребать. Для решения этих вопросов была создана «Большая двадцатка», для локального вопроса, который уже не актуален. Найти компромисс в рамках «Большой двадцатки» сложнее, чем в «Большой восьмерке», из-за разницы в интересах. Как площадка это хорошо. Может, из этого вырастет Совет Безопасности ООН когда-нибудь.
«Восьмерка» уже не может решать эти проблемы, а «двадцатка» еще не может.

ПШ: А кто может? 

МД: Никто не может. Есть мировая финансовая архитектура, есть выгода изобретателя этой архитектуры. Главные — американцы и Запад в целом. Остальным это не очень интересно и не очень выгодно. Но блокирующий пакет у американцев. Это не просто 25 процентов мировой экономики, это 85 процентов технологических решений, которые есть. Это главная страна мира со всеми своими проблемами. Ни один американский руководитель не может пойти на сознательное изменение мировой финансовой архитектуры. Для его страны это будет означать убытки. 

ПШ: Не только для его страны.

МД: Французский президент не имеет права вето. Американский президент имеет. Американский, английский, чуть меньше китайский сейчас. И если американский президент нанесет ущерб своей стране и вернется в страну, его разорвут, и правильно сделают. Исторически это будет правильно. Все это понимают. Поэтому сознательные изменения мировой финансовой архитектуры невозможны. Все находятся в тупике. «Большая двадцатка» два заседания провела с нулевым результатом. Винить ее в этом нельзя.
А все эти разговоры, что доллар не доллар… Альтернативная валюта…
Я с 2000 года слышу о том, что доллар вот-вот рухнет. Замечательно. Пусть мне кто-нибудь объяснит, относительно чего он рухнет. Я тоже не люблю Америку. У нее куча проблем. Непонятно, как эти проблемы будут решаться.

ЛГ: «Тоже» — это вы кому сейчас? Я люблю Америку.

МД: Это стало очень модно. Люди, которые не успели в 2000 году прочитать выступление на никому не известном языке и в итоге перевели его неправильно, думаю, ее не очень любят. Но у американцев есть большая проблема. Они обостряют. Волна кризиса у них будет расти. Что они сделали? Они взяли плохие долги, обменяли их на государственные облигации. Вместо того чтобы их сжечь к чертовой матери, они их реализовали. И эти облигации теперь будут предъявлены. А дефицит бюджета США — 11,2 процента ВВП. 
Понятно, что они долларами снабжают весь мир. Мир — он же круглый. Он уже забит долларами. Вот как это будут делать — непонятно. Но когда мне говорят: девальвация доллара, обрушение доллара... Относительно чего? 
Мир в депрессии. Экономическая депрессия — это когда вы должны государственным спросом заменять сжимающийся коммерческий спрос. То есть все экономики мира вливают деньги в свой внутренний рынок, чтобы поддержать себя.

ПШ: Доллар, по сути дела? 

МД: Нет. Себя. И они если обесценятся, то будут обесцениваться примерно одинаково. Если мы скажем, что все деньги обесценятся, то, простите, относительно чего они обесценятся?

ЛГ: Вот они и хотят альтернативную валюту придумать.

МД: Так не бывает.

ПШ: А что бывает? Какой ваш прогноз? Если все будет продолжаться так, как сейчас идет? И как надолго вы сможете сделать этот прогноз, если это вообще возможно? 

МД: До конца этого года все будет относительно прилично. Доллар может ослабеть до полутора долларов за евро. Может, до 1,55, но не дальше. Потому что 1,50 — это будет очень тяжело, а 1,55 — это будет критической ситуацией. Будут формироваться зоны обращения валют. Постепенно от единой мировой валютной системы будем переходить к поливалютной системе, когда есть разные зоны и в каждой своя резервная валюта.

ПШ: Я слышал, что американские олигархи уже пытаются создавать поливалютные корзины. Они вкладывают в Южную Азию, Китай, Сингапур несколько валют сразу.

МД: Это нормальная попытка снизить риски. Нормальная игра на валюте. Но у американцев будет новый рост «плохих» долгов. У них будет новый уровень дефицита бюджета. Они в тупике. Потому что в такой ситуации нужно устраивать войну. И они вели эту политику в отношении Пакистана. Мушарраф ушел под давлением американцев именно потому, что он был единой силой, которая могла держать Пакистан в некоем равновесии. Правда, он еще и Китаю отдал влияние в Пакистане, чего американцы простить не могли. Но Обама, как я думаю, видит, что дальнейшая дестабилизация превысит возможности США. Она выйдет из-под контроля. Дестабилизация Пакистана, дестабилизация ядерного государства.

ПШ: Маленькая локальная война решила бы во многом проблемы.

МД: С 2000 года идет развитие Америки за счет экспорта нестабильности. Мы создаем где-то большие проблемы. А помимо того, что деньги оттуда бегут к нам, происходит рост напряженности. С одной стороны, рост напряженности в том, что все бегут в валютную гавань, скупают доллары. С другой стороны, рост напряженности является обоснованием для нашего увеличения военных расходов, которые стимулируют экономику. С конца 2000 года это развитие и было. 
В 90-е годы тоже было, но тогда была эра процветания, оно было не критически значимо. И они уперлись в то, что дальше дестабилизировать нельзя ничего, потому что Ирак был конец этой стратегии. Уже невозможно дальше. И у них сейчас нет вообще никакого выхода. И Обама пытается выскочить из ситуации за счет красивой риторики и призыва к сотрудничеству. Но в глобальном плане он ничего сделать не может. 
Каким будет второй виток этого кризиса? У американцев большой бюджетный дефицит. Деньги, облигации предъявляются к оплате. Можно предположить, что будут проблемы у держателей стодолларовых купюр. Потому что в Америке, хотя они и появились, но относительно немного, а сжечь лишнюю денежную массу можно. Потому что это — нелегальная торговля оружием и торговля наркотиками, людьми. Но если они на это пойдут, то подорвутся на модели своего развития. И доверие к доллару будет подорвано.

ПШ: Сейчас пока есть доверие? Доллар держится за счет доверия?

МД: Есть доверие, и держится он за счет доверия. Потому что, когда был пик проблем прошлой осенью, весь мир бросился покупать американские государственные бумаги. Даже с отрицательной доходностью. То есть их покупали сознательно, неся убыток, лишь бы сохранить средства. Это факт. Я не знаю, как будет развиваться вторая волна кризиса.

ПШ: И никто, видимо, не знает.

МД: Я думаю, что это будет ситуативное реагирование. Но поскольку это делать будут профессионалы, то будем надеяться, что деньги сохранятся.

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости