Житель Волгограда, госслужащий
В руководстве города и области все в полном ауте. Дошло до того, что в курилках администраций всерьез обсуждают идею, что это таким вот образом — взрывая людей — местные силовики снимают с должности губернатора Сергея Боженова. Конфликт губернатора и силовиков действительно есть, но ввязывать в него теракты — это, конечно, за гранью добра и зла. Бред полный.
Я уверен, что все связано с Олимпиадой. В республиках Северного Кавказа взрывай не взрывай — до этого дела никому уже нет. Где-то рядом — не получится: я был пару недель назад в Ставропольском крае — так там на каждом шагу полиция, ОМОН и блокпосты, поэтому там особо не повзрываешь. А у нас в Волгограде МВД и спецслужбы живут в расслабленном режиме, даже после теракта двухмесячной давности они не особо на иголках были. Так что у нас проще террористам что-то сделать, плюс город-миллионник — на всю страну шум.
Житель Волгограда, предприниматель
Паника в городе, конечно же, есть. Но она, так сказать, не превышает норму для подобных событий. Да, люди боятся ехать в общественном транспорте — по улицам тянется цепочка из сотен человек, идущих на работу. Да, люди боятся скапливаться в толпу — уже в воскресенье, несмотря на предновогодний ажиотаж, в магазинах и на рынках было непривычно мало народу. Но жуткого страха я не заметил. Как-то буднично волгоградцы реагируют на теракт.
Вот в 1999 году, когда взрывали дома в Волгодонске, Буйнакске, в Москве, было страшно. Тогда по Волгограду ходили листовки как бы от террористов, что город утонет в крови. Страшно было. А сейчас террористы уже не вводят в ступор людей — привыкли, что ли…
Любопытно то, что раздражение народ выплескивает на власть, а не на боевиков. Я сам в гневе, потому что сейчас ехал на машине и по дороге не встретил ни одного гаишника — это называется «усиленные меры безопасности». Честное слово, хочется матом изъясняться...
Житель Волгограда, сотрудник администрации Волгоградской области
Все задаются вопросом, почему в Волгограде произошел уже третий по счету теракт. Я не конспиролог — просто приведу факты, из которых можно делать какие-то выводы.
Что Волгоград, что Волгоградская область — это вотчины силовиков. В Волгограде долгое время отсутствовал мэр, поэтому городом по факту управлял прокурор в прочной связке с местной ФСБ. А в области после ухода «долгожителя» Николая Максюты в 2012 году пришел Анатолий Бровко. Регион он получил в жутком упадке, поэтому свои два года отработал опять же в самом тесном сотрудничестве с силовиками, которые, в общем-то, и рулили Волгоградской областью.
Потом в регион из Астрахани пришел Сергей Боженов. Всем было понятно, что он пришел на время: Боженов является человеком Вячеслава Володина и поэтому не должен был засидеться на проблемной должности в проблемной области. Посидит-посидит — и пойдет на повышение в Москву. Вполне нормальная история, с которой наши фээсбэшники вполне были согласны.
Но Боженов повел себя достаточно жестко (или глупо, тут сложно сказать) — рассорился с силовиками, рассадил своих людей в администрации, избавившись от старой гвардии, продавил своего человека в мэры Волгограда, испортив отношения с «державшим» город все последние годы прокурором. В итоге губернатор нарвался на несколько громких уголовных дел против людей из ближайшего окружения за растраты и коррупцию — все это можно найти даже в федеральной прессе (например, «Известия» об этом писали). Понятно, кто инициировал дела…
И вот что мы имеем сейчас: глубочайший конфликт между Сергеем Боженовым и силовыми структурами. Конфликт настолько большой, что о нем говорят не только чиновники, но и простые люди в магазинах и в транспорте.
И все уверены, что теракты — это проявление конфликта. Кто-то кого-то топит. Причем таким вот страшным образом. Есть еще версия про Сочи, но ее особо не рассматривают. Проще всего сделать вывод, что Боженов топит силовиков, ведь получается, что именно они прохлопали террористов. Но лично мне (да и другим тоже) сложно поверить, что ФСБ не контролирует передвижения смертников, что они их упустили. Вполне возможно, что упустили неслучайно… В любом случае, народ винит во всем именно Боженова, а какие выводы сделает Москва — посмотрим.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Виталий Корж
Комментарии