Доллар = 76,42
Евро = 82,71
В России преобладают мазохистские мифы о себе и своей истории
Лев Гулько: Добрый день. У нас сегодня в гостях в качестве эксперта Владимир Мединский, депутат Государственной думы, профессор МГИМО, член Комиссии при президенте по противодействию попыткам фальсификации истории. Добрый день.
Владимир Мединский: Добрый день.
ЛГ: Давайте мы, так сказать, в силу вашей политической и творческой деятельности поговорим о каких-нибудь глобальных вещах. Ну, насколько сможем в наших трех коротких частях. Прежде всего, конечно, не могу не спросить о «Мифах о России». Я сейчас вспоминаю газету «Коммерсант». Там писали, что, во-первых, это очень хорошо продаваемая книга, а во-вторых, популярная вещь, которой многие интересуются.
ВМ: Самая продаваемая.
ЛГ: Да, самая продаваемая, если дословно цитировать «Коммерсант». Я бы хотел спросить не о пьянстве, лжи, тюрьме народов, а о том, откуда это все пошло. Ведь мифы на пустом месте не возникают, как вы понимаете. Мне кажется, что Россия всегда была, знаете, этакой страной-подростком, как говорят некоторые. Она находится в стадии постоянного роста. Только она начинает вырастать, и тут хлоп по башке. И она опять возвращается к состоянию подростка. Поэтому тут какие-то подростковые комплексы, так как этому возрасту свойственны комплексы. Может быть, это не мифы, а комплексы?
ВМ: Более того, те мифы, о которых я пишу, — по большому счету и не мифы вовсе. Например, пьянство… Глупо говорить, что пьянство не проблема современной России. Это колоссальная и недооцененная нами проблема. И тех мер по борьбе с пьянством, которые предлагает и реализует сейчас правительство вместе с Думой, абсолютно недостаточно. Проблема в другом. Я пишу о том, что эти мифы не являются как бы исторической предрасположенностью, не являются генетической чертой русского народа. У нас же как считается? Водку изобрел Менделеев. Пьем мы испокон веков. И даже вероисповедание выбрали только потому, что «весели на Руси есть пити». Правильно?
ЛГ: Как-то сложно.
ВМ: Сложно не сложно...
ЛГ: Я про вероисповедание…
ВМ: Стоп. Это миф о выборе религии. «Повесть временных лет». Князь Владимир. Почему не иудаизм, почему не ислам, почему именно христианство? Не буду пересказывать. Но приводится это как один из аргументов, что пили мы всегда и что русскому здорово, то немцу смерть (в основном это касается дозы выпитого).
В действительности, если мы посмотрим (книги-то у меня исторические), то увидим, что пьянство — это проблема России примерно начиная с XX века. То есть это заразная болезнь, но по историческим меркам непродолжительная. В первой половине XX века это болезнь в легкой форме, во второй половине — в тяжелой…
ЛГ: Есть три стадии.
ВМ: Да. И в совсем тяжелой форме после перестройки, с крахом деревни. Собственно, и заражение произошло с крахом деревни, только традиционной общины. Представляете, да? Все эти крестьяне ехали в город, без работы, без земли. А там, собственно, роман Горького «Мать». Мы все читали, что там было. Театров и кинотеатров не было, а отдохнуть хочется. Да и с деньгами не очень…
ЛГ: То есть миф существует? И как реальность тоже существует?
ВМ: Да. Миф в том, что это историческое свойство народа и, соответственно, с этим бесполезно бороться, потому что так предначертано. То же самое касается воровства, коррупции. Есть откровенная мифология — скажем, жестокость русской истории, «бессмысленная и беспощадная». Но любому историку смешно это слышать, поскольку опять же до XX века Россия — скорее, страна с милосердной историей, чем наоборот.
ЛГ: У меня знаете какой вопрос? Вам никогда не хотелось написать о мифах о правителях российских? О тех, кто стоял у руля. Миф об Иване Грозном, миф о Петре I… Миф о Николае II, кстати.
ВМ: Я об этом пишу по ходу дела. Вы знаете, у нас каждый правитель отмифологизирован.
ЛГ: Конечно.
ВМ: И вообще, мы с вами должны понимать, что мы не учим историю, какой она была. Ибо если событие, которое случилось, увидели два разных человека — это уже две разные трактовки, и по мере передачи они все дальше и дальше уходят друг от друга. Поэтому всю историю мы изучаем по мифам. Возьмем Александра Невского. Вот вам яркий пример. Мы с вами что-то знаем об Александре Невском?
ЛГ: Знаем. И многие фильм смотрели.
ВМ: Правильно. Мы знаем, Александр Невский — это актер Черкасов. Понимаете? И на ордене Александра Невского, который в свое время утвердил Сталин, профиль актера Черкасова. Но это не наша особенность. Это у всех. Наша особенность только в том, что у нас преобладают мазохистские мифы. С этим я пытаюсь бороться.
ЛГ: Я вот хотел спросить: зачем бороться с этими мифами? Ради чего?
ВМ: Ничего нельзя сделать, если ты считаешь, что изначально все плохо. У нас как рассуждают? Вот у нас в России плохие дороги. Миф? В большинстве своем не миф.
ЛГ: И тут же куча пословиц...
ВМ: И тут же дороги и дураки, и прочее, и прочее. А потому что мы никогда не строили. Вот в Древнем Риме — да. У них культура строительства дорог. А у нас на Руси никогда не строили. Начали строить дороги только вчера.
И чем дальше, тем ниже!!!!
«Потому что замена одной идеологии на другую — она, в общем-то, нужна.
(!)ИДЕОЛОГИЯ ВООБЩЕ НУЖНА. ИНАЧЕ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ.»(!)
Правильно! Об этом же «Ероплан Радзиховского»
она объединяет, вдохновляет и воодушевляет.
Но для этого она обязательно должна быть просветительской,
обязательно противостоять существующим идеологиям насилия -
расовой, классовой и кассовой (кассовая — это идеология
экономического насилия бандитского капитализма, ключевое
понятие которой — «извлечение прибыли» максимальное и любой
ценой (1-й пункт Закона о предпринимательской деятельности).
Почему очевидное — всегда невероятное? Потому что мы видим,
знаем, но не понимаем. Понимать — значит быть просвещенным.
ИДЕОЛОГИЯ ВООБЩЕ НУЖНА. ИНАЧЕ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ.»
Идеология в обществе выполняет функцию души в организме:
она объединяет, вдохновляет и воодушевляет
потому что формулирует цель понятную каждому.
Речь идет о новой универсальной идеологии – идеологии развития,
которая должна противостоять существующим идеологиям насилия
расовой, классовой и кассовой (кассовая – это идеология экономического
насилия нашего бандитского капитализма, ключевое понятие которой:
«извлечение прибыли» максимальной и любой ценой (1-й пункт нашего
Закона о предпринимательской деятельности).
Этот закон написан не предпринимателем, а чиновником, которому прибыль
нужна не для развития, а для распределения с обязательным оставлением
себе лучшей и большей части этого «распределяемого».
Когда чиновник побеждает предпринимателя – развитие прекращается.
Победа чиновника – это победа коррупции, а развитие и коррупция –
как «гений и злодейство — две вещи несовместные». (А.Пушкин).