Доллар = 76,42
Евро = 82,71
«Русская весна» в минус 30
РП: Сейчас говорят о «русской весне», хотя за окном, казалось бы, чуть ли не минус 30. Но все оттаивает постепенно. Совсем недавно, еще в декабре, казалось, что все безнадежно мертво, что социум спит. А с декабря пошло, закрутилось. Дмитрий, вы член компартии, одной из ведущих оппозиционных сил России. Ваш взгляд как коммуниста на происходящее? Как бы вы оценили сегодняшние события?
ДА: Вообще, все эти процессы начались не вчера. И, конечно, «русская весна» по аналогии с «арабской»… Я бы не стал эти аналогии проводить. Потому что, на мой взгляд, то, что происходит в арабском мире, совершенно очевидно. Соединенные Штаты дестабилизируют там ситуацию, устраивают кровавый хаос, чтобы потом было удобно с этим хаосом бороться. Потому что им тоже нужен свой враг. Кроме того, они зачищают те режимы, не режимы даже, а власти, которые так или иначе сотрудничали с Россией, с Советским Союзом и которые их не устраивают. Они будут делать это последовательно.
А у нас в России, слава Богу, ничего подобного не происходит. Тут надо обратиться, как говорится, к первоисточникам. Вот я смотрю, телевизионные передачи очень редко к ним обращаются.
Двадцать лет назад нам силой был навязан режим, который на тот момент нашими гражданами абсолютно не принимался. Он был навязан даже не столько силой, сколько обманом. Я имею в виду прежде всего капиталистические отношения. В результате граждане остались без всего, а вся народная собственность оказалась сконцентрирована у очень узкого круга людей. То есть в отношении граждан произошла чудовищная несправедливость. Потом все это перешло в более или менее стабильное русло. Надо было сначала все отнять и поделить, а потом закрепить существующее положение. Вот этим, собственно, и занимались власти (я не говорю о персоналиях) в течение последних двадцати лет.
Кстати, тут надо сделать небольшое лирическое отступление относительно конкретно Путина. В свое время, говоря о Советском Союзе, Путин заявлял, что он не из тех, кто огульно охаивает...
РП: Да. Это вообще один из его трендов.
ДА: Да. Но я, говоря применительно к Путину, тоже не из тех, кто огульно охаивает. Поэтому я говорю не о персоналиях, я говорю о системе. Если заменить персоналии, система останется такой же уродливой. Она была такой рождена. И эта система, на мой взгляд, абсолютно не принимается народом. Вы помните голосование за левых лидеров в передачах «Исторический процесс», «Суд времени»? Любого левого лидера пускаешь в любую передачу, и он с десятикратным превосходством побеждает кого угодно. Если нет откровенных накруток, конечно. За Михаила Прохорова дружно голосовали роботы всей страны, и то он не смог победить Зюганова. Потому что не по Сеньке шапка.
И происходит конфликт сознательного с подсознательным. Вся психосфера нашей страны чудовищно напряжена. Потому что нам говорят, что мы живем в нормальном обществе и у всех все хорошо. А у тебя плохо. Человек смотрит телевизор — у всех вроде все хорошо. Смотришь сериалы — там простые врачи на БМВ, простые учителя на «мерседесах». У всех такие квартиры замечательные. Да еще нам говорят, что по уровню жизни, по уровню доходов мы давно превысили Советский Союз и прочее. Возникает конфликт сознания с подсознанием.
На самом деле у человека внутри очень много недовольства, даже если он это недовольство не может выразить. Я активный блогер и интернетчик. Я слежу. В последние годы в Интернете шел огромный оппозиционный митинг. Власть говорит: дважды два — четыре. Все кричат: нет, пять! Только потому, что это сказала власть. Власть их в упор не замечала. Их нет, и все. Есть только то, что мы разрешили, остального нет. Если мы разрешили восход солнца на западе, значит, он должен быть на западе. И все это вылилось, когда возник серьезный повод. Выборы были серьезным поводом. Потому что для меня, например, совершенно очевидно, что рейтинг «Единой России» упал обвально.
Так получилось, что мои товарищи коммунисты втянули меня в выборы в Московскую областную думу по 25-му одномандатному округу. Не скажу, что я очень туда рвался, потому что у меня довольно много работы, и совмещать… Но тем не менее я получил уникальную возможность провести множество встреч — около сотни — на предприятиях. (С нашей обычной аудиторией — пенсионерами, молодежью — я встречался очень мало.) На предприятиях настроения изменились радикально. Такого не было в 2007 году. Я не социолог и не претендую на истину в последней инстанции, но, по моим подсчетам, реальный рейтинг «Единой России» где-то 5—10 процентов. То есть как? Я не видел никого, кто готов был за нее голосовать, но допускаю, что такие люди были. А в результате нам показывают те цифры, которые давали так называемые официальные социологи.
РП: Получается, что это пробуждение. Люди почти из провинции...
ДА: Не то чтобы пробуждение. Это было просто поводом, каким-то спусковым крючком. Как лавина в горах. Ты скажешь что-то негромким голосом, или кинешь снежок, или еще что-то, и в результате лавина сходит. От малого воздействия происходят глобальные изменения. Потому что система к этому готова. Система сейчас готова к каким-то глобальным изменениям, нравится это кому-то или нет. И куда эта кривая выведет, еще неизвестно.
Кстати, я уверен, что если так называемые «болотные» раскачают народ, для них будет большой неожиданностью и большой неприятностью то, куда народ пойдет. Я могу это сказать как человек, который сам живет в провинции. Я все-таки живу в Подмосковье. Я очень много общаюсь. Опять же в выборах поучаствовал, с очень большим количеством людей повстречался. У меня в округе было 220 тыс. избирателей. Я практически весь его объехал. И народные настроения более или менее знаю.
Когда у нас ближайшие митинги? 23 февраля правительственный, 26-го — оппозиционный? Пусть уважаемые зрители не поленятся и сбегают и туда, и сюда. И там, и там количество норковых шуб будет минимальным. Потому что, не в обиду норковым шубам, им, как правило, на все наплевать. Потому они и в шубах, что, кроме своего интереса, у них ничего нет. А и туда, и туда выходят недовольные, причем часто, как это ни парадоксально, недовольные одними и теми же вещами. Сейчас кто-то может на меня обидеться, но если аудиторию (именно аудиторию, не выступавших) Поклонной горы заменить на пришедших на последний митинг на Болотной площади, то мало что изменилось бы. И там и там в основном были люди, недовольные существующим положением вещей.
РП: Это интересный феномен — феномен Поклонной горы и тех людей, которые туда пришли, а во многом и тех ораторов, которые перед ними выступали. Вот об этом мы и поговорим в третьей части. О Поклонной горе и о Болотной площади. То есть уже более предметно попытаемся рассмотреть эти очень важные явления российской жизни.
Комментарии