Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Илья Пономарев, ч. 1
— Как вы оцениваете перспективы протестного движения и, в частности, перспективы взаимодействия системной и несистемной оппозиции? О том, что такое взаимодействие необходимо, говорили уже давно. Смычки, похоже, появляются. Это надолго?
Положение наше, конечно, блестящее, но не безнадежное, как говорят некоторые. Я думаю, что перспективы у протестного движения, безусловно, есть. И самое главное — есть перспектива победы. Потому что никакое протестное движение не может и не должно существовать вечно. Оно должно выполнить свою задачу — обеспечить смену власти в своей стране, и после этого страна должна вернуться на нормальные, легитимные, конституционные рельсы развития.
Правда, я думаю, что в рамках нынешней Конституции сделать это будет очень трудно. Я думаю, что должно быть созвано конституционное или учредительное собрание, которое изменит фундаментальные правила игры. Но это совершенно другой вопрос. Сейчас самое важное — это обеспечить восстановление института честных выборов. Потому что именно через него и можно реализовать все эти задачи.
Что в этой ситуации ждет системную и несистемную политические поляны, предсказать достаточно сложно. Потому что из системного политического поля было искусственно вытеснено такое большое количество людей, что, как только они получат возможность вернуться в это пространство, оно полностью преобразится. Там могут появиться люди, которые были известны в 90-е годы, но их, наверное, будет меньшинство. Большинство составят люди, которые сейчас широкой публике вообще не известны. Это люди и левой, и националистической ориентации, да и в либеральном лагере уже подросли совершенно новые фигуры и новые лица, которые известны лишь в своей профессиональной, что называется, протестной тусовке, а больше нигде.
Конечно, в этом смысле системным политическим партиям придется сложно, поскольку конкуренция будет очень большой и им придется заново доказывать своему избирателю, что они достойны представлять его интересы. У них есть определенная фора в виде известности, раскрученности брендов и так далее. Но их идейные позиции будут гораздо слабее, потому что ко всем участникам системной политики, вне зависимости от того, оппозиционеры они или провластные, люди сейчас относятся как к тем, кто уже во власти и, соответственно, немножко в доле. Даже если это оппозиция. Запрос на честность, на последовательность оппозиции в обществе очень высок. И это дополнительное преимущество, которое получат несистемные силы.
Комментарии