На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

25 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Почему закрывается «Гражданин поэт»? Россия после выборов. Современная журналистика

Андрей ВАСИЛЬЕВ,

продюсер

Он уже устал, поэтому начнет сейчас забивать на все это президентское дело

Спецвыпуск передачи «RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА». Ведущий — обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Лев Гулько
Он уже устал, поэтому начнет сейчас забивать на все это президентское дело 5 марта 2012
Многие молодые ребята пришли в журналистику, когда шаг вправо, шаг влево считался побегом. Однако перед этими выборами Владимир Путин почему-то решил сымитировать демократию. И перед прессой неожиданно приоткрыли щелочку, позволив писать и про это, и про то. Но возможность давать честную информацию — сладкая отрава, и загнать этих ребят обратно в стойло будет трудно. В конце 1980-х годов страна поменялась именно за счет прессы. И есть шанс, что нечто подобное произойдет и сейчас.

Современная российская журналистика

ЛГ: Итак, медиабизнес. Вы сказали: что было, то и будет. Но ведь он куда-то должен двигаться. В Интернет все как ломанутся. Газет не будет.

АВ: И так уже люди в общем-то смещаются в Интернет. В Интернете больше информации, она более независимая. Там, правда, профессионалов маловато, прямо скажем. С другой стороны, профессионалов из основных средств массовой информации назвать профессионалами можно уже с натяжкой. Поскольку, если они смирились с таким давлением...

ЛГ: Всем хочется жить.

АВ: Я не осуждаю. Но перед этими выборами Владимир Владимирович почему-то решил сымитировать демократию. И, соответственно, пресса стала что-то такое изображать. Закручивать ее теперь труднее.

ЛГ: А будет ли он ее закручивать?

АВ: А может, и не будет. На моих глазах разворачивалась гласность. Я тогда в «Московских новостях» работал. Нам открывали щелочку на полсантиметра и тут же ее расширяли до двух. И, собственно говоря, потом как-то изменилась и страна. В конце 80-х страна поменялась именно за счет прессы. Сознание людей как-то поменялось.

ЛГ: Романтика. Денег не было — все на романтике.

АВ: Тем не менее. Сейчас, глядишь, тоже поменяется. Но я повторяю: я не сильно в это верю, потому что… Когда мы делали «Коммерсант», у нас был лозунг, противоположный ленинскому. Ленин говорил, что газета должна быть не только коллективным пропагандистом и агитатором, но еще и коллективным организатором (хотя сам же все эти три принципа закапывал: ни пропагандист, ни агитатор, ни организатор). Насколько мы видим на примере арабских революций и даже митингов на Болотной и так далее, интернет-медиа, они выступают как организатор.

Мне это глубоко чуждо. Я из другой оперы. Я считаю, что журналистика — это чисто информационная история. Другое дело, что, если мне мешают давать людям информацию, я должен это как-то защищать. Но я считаю, что журналистика должна быть аполитичной. Это не значит, что не нужно писать о политике. В глобальном смысле.

ЛГ: А деньги в журналистике зарабатывать можно?

АВ: А как же. Я сам зарабатывал. И не играл ни в какие игры по большому счету. Сколько лет я был генеральным директором. У меня был хозяин Березовский, прямо скажем, не сильно объективный человек. Ничего. Претензий к «Коммерсанту» не было.

ЛГ: А сейчас, после выборов, можно будет создать медиабизнес? И никто тебя трогать не будет, если ты не будешь писать о политике. Хотя это сложно. Все равно тебя загонят в какие-то рамки. Или не загонят?

АВ: Бог его знает. Захотят — загонят, не захотят — не загонят.

ЛГ: Если не сотрудничаешь, то загонят.

АВ: Сейчас это труднее сделать. И вообще, журналистика состоит не из одних начальников.

ЛГ: Конечно.

АВ: Есть молодые ребята, которые пришли в журналистику, когда уже шаг вправо, шаг влево считался побегом. Сейчас вдруг оказалось, что можно писать и про это, и про то. Это очень сладкая отрава. И загнать этих журналистов обратно в стойло будет трудно. Даже с точки зрения менеджеров трудно. Есть у меня какой-то отдел, где работает десяток молодых парней. И вот я говорю: ребята, сейчас будет проект. И вдруг стоп. С понедельника прикрываем тему. Это довольно тяжело.

ЛГ: Несмотря на хорошие зарплаты?

АВ: Да какие они сейчас хорошие!

ЛГ: Вот и я об этом.

АВ: Прошли те времена, когда они действительно были хорошими. Журналист «Коммерсанта» — это было круто. На телевидении (на центральных каналах) журналисты хорошо получали. Кстати, когда я возглавлял программу «Время», то перед уходом поднял зарплату. Мне говорили, что когда пришел Березовский, зарплата была крутая, а потом все изменилось и она стала небольшой. Я ее поднял, и опять было довольно круто. Но это все 90-е годы. Основные журналистские ресурсы тогда давали людям довольно много денег. Сейчас это уже не так. Сейчас качественный пиарщик зарабатывает в разы больше, чем качественный журналист.

ЛГ: Поэтому, дорогие друзья, лучше быть пиарщиком, чем журналистом.

АВ: Я этого не говорил. Не то чтобы я презирал этот бизнес, но просто я там себя некомфортно чувствую.

ЛГ: Я понимаю. Но приходится. Хорошо. Продюсер Андрей Васильев был сегодня у нас в гостях. Желаем вам удачи. И ждем появления новых проектов. Спасибо.

 

Материал подготовили: Лев Гулько, Тарас Шевченко, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости