Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Церковь и государство. РПЦ и общество
ЛГ: Итак, церковь и государство. Мы не будем здесь касаться последних событий. Это все звенья одной цепи. У нас церковь отделена от государства. Одни считают, что это правильно, другие — что неправильно. Что происходит? Как это должно быть в свете последних событий, в свете развития демократии в нашей стране?
СМ: В свое время Святейший Патриарх очень правильно сказал, что церковь отделена от государства, но не от общества. И значительной частью общества она востребована. В этом смысле мне очень нравится как пример выбор родителей. Сейчас очень много говорят по поводу введения в школах дисциплины «Основы религиозной культуры»...
ЛГ: С 1 сентября.
СМ: Да. С 1 сентября она будет уже обязательной во всех школах. И очень показательно, что 30 процентов родителей выбрали для своих детей именно «Основы православной культуры». Это свидетельствует о достаточно высокой востребованности религии и конкретно православия, поскольку мы говорим именно о нем. Я в данном случае не касаюсь того вопроса, который часто затрагивают наши оппоненты, когда начинают говорить о воцерковленности, о степени воцерковленности, о том, соблюдает ли человек пост или не соблюдает. Это в данном случае вторично. Принципиален вопрос идентичности. Именно идентичность является ключевым моментом. Если человек крещен в православной вере, если он считает, что исповедует православные ценности, и хочет, чтобы в этой традиции воспитывались его дети, он является православным человеком.
С точки зрения государства у нас нет каких-то специальных норм, которые бы особым образом выделяли церковь. Все законодательство исходит из принципа равенства религиозных организаций перед законом. Другое дело, что на практике мы, конечно, считаемся с особой ролью православия в истории нашего государства, в его становлении, в развитии его культуры и так далее. Для примера вспомним принятый год назад закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Естественно, что в наибольшей степени этот закон касается имущества, которое ранее находилось в собственности православной церкви, и в меньшей — того, что принадлежало мусульманам, иудеям, старообрядцам и буддистам.
Если говорить о тех процессах, которые сейчас наметились, то церковь, помимо всего прочего, показала свою активную социальную позицию. Сейчас это уже не только «бюро ритуальных услуг», как было в советское время. Тогда ее именно так и воспринимали. (Ваше дело — исполнение обрядов и церемоний. Оставайтесь в своей ограде, отправляйте свой культ и не вмешивайтесь в дела общества.) Сегодня церковь достаточно активно возвышает свой голос в разных ситуациях. При этом, как показали митинги на Болотной, на Поклонной и так далее, она не занимает какой-то отдельной позиции (православные были и там, и там), а старается выступить с объединительных позиций.
ЛГ: Но ведь патриарх Кирилл все-таки выступил с определенной позицией, поддержав Владимира Владимировича Путина — во всяком случае как кандидата в президенты. А он же глава, за ним же идут люди...
СМ: Его святейшество является предстоятелем Русской православной церкви. Православие в этом смысле очень демократичная по своей сути церковь. Она соборная. Суть соборного сознания заключается как раз в том, что принципиальные решения принимаются церковью коллегиально. В данном случае его святейшество как предстоятель, как выразитель определенных настроений внутри церкви поддержал конкретного кандидата. Но это не значит, что тем самым он отринул иные возможности, что он предал анафеме тех, кто голосует за Прохорова, за Миронова и так далее, или отказал им в благословении. В данном случае это некая рекомендация, пожелание, но не абсолютное долженствование.
ЛГ: Хорошо. Давайте на этом мы вторую часть закончим, а в третьей части поговорим о таком явлении, как холодная гражданская война, которая, как считают некоторые, уже идет в нашем обществе.
Комментарии