Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сергей Нефедов, космонавт-испытатель, ч. 2
В СССРовские времена мы жили в обстановке, когда секретным было все — начиная с пионерских организаций и заканчивая освоением космического пространства. Я в этой обстановке секретности тоже пожил и знаю, что это такое. Смех в чем? В том, что мы держали все в секрете от самих себя. А наши зарубежные партнеры, те же американцы, эти секреты узнавали через три дня и спокойно ими пользовались. По принципу: пусть русские делают, мы особо заморачиваться и тратиться не будем. Мы это все используем.
Но соль в другом. Если ставить вопрос о соревновании, то вопрос будет звучать неправильно. Что значит соревноваться в космосе? Мы упускаем самое главное. А для чего нам вообще космос? Вот вопрос. Этот вопрос сегодня все актуальнее и актуальнее. Любая бабушка, любой дедушка спросит: ну и что мне этот космос дает? Надо объяснить, что космос дает телевидение, мобильные системы и прочее. Они скажут: все это хорошо, а хлеб он мне дает, этот космос? Нужно четко ответить. Если дает, то в чем. Но я не об этом. Я о философии вопроса.
Соревнование было всегда. Но оно всегда носило не технический, а политический характер. Кто был готов вложить в систему больше финансовых средств, тот и опережал. Тому пример реализация лунной программы американцами. Когда они увидели, что отстают от нас с точки зрения орбитальных полетов, то есть проиграли, как было модно тогда говорить, они успокоились, сжали зубы и на весь мир объявили свою 10-летнюю программу полетов на Луну. Вложили четко определенные средства, эти средства использовали и выполнили свою программу. То есть поставленная задача была выполнена. Это говорит о том, что человечество может поставить перед собой задачу и ее выполнить.
Но я возвращаюсь к главному. Вы сейчас улыбнетесь, наверное. Зачем нам осваивать космос? Для чего? С точки зрения познания? Правильно. С точки зрения развития чего-то на земле? Правильно. Но многим на земле сегодня не приходит в голову задуматься над тем, о чем нам сообщают наши дорогие коллеги-астрофизики. А астрофизики нам давно уже сообщают пренеприятнейшую вещь. Что наша матушка-Земля как планета прожила уже половину своего срока. Это где-то примерно четыре с половиной миллиарда лет. И осталось нам с вами жить на этой матушке-Земле всего лишь навсего четыре миллиарда лет. По не зависящим от нас причинам. Есть ли у нас социал-демократическая партия, нет ли ее, есть ли коммунисты, есть ли анархисты, есть ли националисты — не важно. Земля прекратит свое существование. А мы с вами — человечество, люди — прекратим свое существование на этой планете еще на много-много миллионов лет раньше. Вопрос: сумеем ли мы в тот момент, когда будем подходить к этому рубежу, спастись? Сумеем ли мы спасти человечество, свою земную генную систему в рамках космического пространства или нет?
И мы уже сегодня должны ставить эти вопросы. Потому что наши потомки, обратившись к истории, когда-нибудь скажут: чем они там занимались! Вместо того чтобы осваивать космическое пространство, они дрались за мандаты в Государственной думе. И тем самым упустили момент, упустили время. Вот для чего мы сегодня осваиваем космос! Рано или поздно перед человечеством будет стоять простой вопрос: сумеем ли мы выжить в космическом пространстве как бывшие земляне, как бывшие люди Земли или нет? Это действительно так.
Да и сегодня космос может приносить реальную пользу человеку в его жизни на Земле. Но это действительно очень и очень затратная вещь — с точки зрения экономики, финансов, организации, людских талантов, образования, новейших разработок. Это сложнейшая система, но она действительно уже сегодня может давать эффект. Особенно если прекратить космические гонки. А ведь они продолжаются. Может быть, кому-то это незаметно, но это так. Они все равно продолжаются. И иногда дело решают совершенно банальные события. Появляется какая-то личность, которая просто не умеет управлять космической отраслью. Вы слышали когда-нибудь о каких-то морально-нравственных проблемах в руководстве НАСА? Никогда не слышали. Что бы там ни происходило внутри, они осваивали и продолжают осваивать космос. А у нас на первый план вдруг неожиданно выходит какая-то умопомрачительная закулисная бытовуха, которая в итоге, если провести цепочку, оборачивается тем, что падают наши корабли, падают наши спутники, не срабатывают одна за другой системы того или иного обеспечения космического полета и так далее. Это же абсурд!
Прощу прощения за цинизм, но это как в том анекдоте о бывшем партизане, который рассказывает пионерам о том, как трудно было партизанам в лесу. «Дядя Вася, а как все было?» — «Как, как… Мы сидим, неожиданно приходят немцы и вышибают нас с партизанской делянки». — «И что дальше?» — «А ничего. Мы опомнились, сгруппировались и вышибли оттуда немцев». — «А дальше что?» — «Они подозвали на помощь карателей и опять нас вышибли». — «И что?» — «А мы с другим отрядом объединились и как дали! И вышибли их оттуда». Пионеры устали: «Ну так чем дело закончилось?» — «Пришел лесник и выгнал всех к черту из леса».
И вот примерно в таком абсурде мы иногда сегодня живем. Не в системе каких-то умных, технических, гениальных решений, а в условиях того, что какая-то политическая, экономическая, организационная или просто человеческая бытовуха может выгнать всех из леса.
Комментарии