Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Транспортные проблемы как показатель жизни страны
Лев Гулько: Здравствуйте! Наш сегодняшний гость — Михаил Яковлевич Блинкин, с которым мы давно хотели встретиться. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики». Здравствуйте.
Михаил Блинкин: Здравствуйте.
ЛГ: Давайте попытаемся сегодня связать нашу жизнь с транспортными проблемами. Через транспорт, как мне кажется, можно проследить жизнь любой страны. Как вы думаете?
МБ: Вы правы. Очень хороший, очень представительный срез. Вот у нас сейчас про парковки заговорили, про штрафы. А я вспомнил совершенно замечательную историю (я такие истории коллекционирую). Король Швеции поехал однажды с принцессой Мадлен ужинать. Там ни ФСО, ни водителя — сам за рулем. Припарковался у ресторана и не обратил внимания, что там знак. И что вы думаете? Штраф заплатил, а королевская канцелярия еще извинялась перед гражданами Стокгольма. Иными словами, транспортные правила, одинаковые для всех. Когда в городе автомобилей нет или их мало, это вопрос еще моральный. Когда автомобилей много — 400—500 железяк на тысячу жителей, — то несоблюдение этих эгалитаристских прописей выходит таким боком, что смотреть противно.
ЛГ: Что называется, закон — один для всех.
МБ: У нас в истории транспорта есть так называемая теорема светофора. Это умилительная совершенно история. Был такой афроамериканец Гаррет Морган. Утверждают, что в романе Доктороу главный герой с него писан. Был он жутко плодовитый и успешный изобретатель, который изобретал все на свете, включая воинские противогазы, и неплохо с этого жил. Он был одним из первых чернокожих автомобилистов.
Так вот, по поводу светофоров. Их в первые 20 лет XX века было изобретено, наверно, за сотню. Но Морган вошел в историю формулой изобретения. Ну что там — релюшка переключает три цвета, тем более тогда их было два: stop и go. В формуле изобретения было написано: назначение сего устройства заключается в том, чтобы переключение сигналов светофора не зависело от того, кто сидит за рулем. Он постоянно нарывался на белых регулировщиков, которые всех пропускали, а его нет.
Много-много лет назад тогдашний президент Клинтон обращался к нации с посланием о безопасности дорожного движения. Так вот, он назвал Гаррета Моргана основоположником всех транспортных программ. Почему? Из-за формулы. Нормальная транспортная жизнь в городе начинается с теоремы светофора: вот эта штука переключается независимо от того, кто сидит за рулем — за какие деньги он купил свой автомобиль, какой у него номер… Неважно — для всех одинаково. Если в городе много автомобилей, нарушение теоремы Гаррета Моргана приводит к откровенным гадостям.
ЛГ: Словом, равенство и братство на дорогах. Как там было во время Французской революции?
МБ: Да-да, фратерните, эгалите, либерте. Так вот, либерте здесь ни при чем. Только эгалите при чем. Я либерал и понимаю, что имущественное расслоение неизбежно. У меня, к примеру, битый «Москвичок», у кого-то «Бентли». Это не имеет значения. Это наши внутренние проблемы. Но на улице для нас одинаковые правила игры. Без такой простейшей штуки город не живет.
ЛГ: Я вам задам последний вопрос в нашей первой части: как этого добиться? Уповать на человеческую совесть, мне кажется, бесполезно. Нужна какая-то мотивация.
МБ: Мои мудрые коллеги, которых я смолоду читал и переводил, живя в безавтомобильной Москве, употребляли термин «транспортное самообучение нации». Не умом, а поротой задницей. Вот постоит год в тяжелых заторах, столкнется с настоящими проблемами, и потихоньку начинает умнеть. Ничего другого человечество не придумало. Разумеется, если общегражданские институции в городе лучше, то и с транспортом там будет лучше. Но транспортное самообучение нации дается исключительно поротой задницей.
ЛГ: Спасибо. На этом первую часть мы закончим, а во второй поговорим про транспортную сеть большого города — не только Москвы, а вообще любого большого города.
Это не так.
Постоят пару-тройку дней в трехчасовых пробках и привыкнут. Будут ругать власть и терпеть.
Терпели Лужкова, Ельцина, советскую власть и пр. Единственная национальная идея этот --
«Не раскачивать корыто, пойло расплещется.»
В этом смысле НацлидЭр (ботексный) адекватен чаяниям древнего и мудрого народа с загадочной душой.
Но!
В 13-14 годах корыто будет пустеть стремительно.
Кстати о пробках и тогда они исчезнут сами собой, но это не обрадует никого.
Вот как-то так.