Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Карнавализация протеста
РП: На протяжении уже нескольких лет — года, наверно, с 2008-го — в блогах и соцсетях ведется яростная полемика по поводу того, что протестное движение, оппозиционное движение карнавально по своей сути (подробнее здесь, здесь, и здесь ). Что Леня с ведром на голове, что группа «Война» с курицами в супермаркете (и прочие явления этого же ряда) отталкивали людей от протеста. Что все это цирк, а вот необходимо быть более партийными, более социально ориентированными, более серьезными.
С одной стороны, вроде как и да. Но в то же время мы видим, что никакие ведра и никакие курицы не отпугнули десятки тысяч человек от Болотной и от Сахарова. А дискуссия тем не менее продолжается. Вот как вы оцениваете тему? И не является ли она высосанной из пальца?
ЮС: Тема эта вполне легитимна, и события конца двухтысячных до крайности ее обострили, потому что серая зона между политикой и радикальным искусством, а также провокациями, в которых существовали группы «Война», Pussy Riot и прочие пограничные движения, поставила массу вопросов. Непонятно было, как к этому нужно относиться.
Сейчас эта тема уже не так остра, потому что зимние события немного сбили эту пену. Никто сейчас с ведрами на голове не бегает, куриц не засовывает, и вообще вся эта эстетика кажется уже немного вчерашней. По крайней мере в ней нет больше чего-то захватывающего, поразительного и головокружительного, как это выглядело года четыре назад.
Люди, которые придерживались ее наиболее последовательно, находятся сейчас кто в бегах, кто в тюрьме. И это тоже не самый веселый исход, не самый лучший способ привлечь под свои знамена как можно больше сторонников.
Нет, пожалуй, людей, которые на полном серьезе собирались бы действовать, как Pussy Riot. Это очень штучный подход и очень штучный товар. Вряд ли кто пойдет за ними в массовых масштабах. Это первое.
Во-вторых, по прошествии времени становится понятным, что есть тропы хорошие и плохие. И все равно троп, ведущих к одной и той же цели, довольно много. Вот у Даниила Андреева в «Розе Мира» есть доказательство того, что христианство, ислам и буддизм не противоречат друг другу, а дополняют друг друга — просто все смотрят на одни и те же духовные реальности под разными углами.
Так и здесь последовательная партийная политика и веселый протест были подходящими в течение определенного времени для разных темпераментов. Трудно сейчас сказать, сколько людей те же Pussy Riot толкнули в объятия условного Путина и скольких они оттолкнули от него навсегда. Думаю, что цифры эти равновеликие и никакая партийная структура с уставом, программой и съездом не могла бы добиться столь мощного медийного эффекта.
В-третьих, единственное, что, на мой взгляд, совершенно недопустимо, — это лукавство. Это попытка использовать подобную эстетику и вообще любые развлекательные форматы в далеко идущих политических целях (не понимая и не чувствуя их при этом).
Это попытка пригласить на митинг какого-нибудь модного молодежного артиста, про которого ты прочитал в журнале «Афиша». Ты в жизни с ним не знался и не слушал, но тебе кажется, что с его помощью ты сможешь мошеннически заманить в свои антипутинские сети какие-то наивные души.
Или это попытка усесться на волну протеста по поводу несправедливого приговора Pussy Riot, развернув ее в сторону Путина, патриарха, «Единой России», всей системы в целом и так далее, и так далее. Это все-таки разные вещи. Это ничуть не лучше и не хуже, чем те немножко комичные пункты резолюции по поводу тарифов ЖКХ, которые принимаются сейчас на митингах.
Просто видно, что люди пытаются вытащить из рукава какую-то карту, которая совершенно не их: она не является символом их веры, не является предметом их убеждений. Просто кинуть ее на стол — а вдруг да сыграет! А может, кто-то на это купится.
Так вот, для нынешней ситуации это слишком циничные вещи. Это то, что настораживает и отталкивает, — слишком уж нарочитая попытка тебя купить. То есть тебе говорят: чувак, приходи, мы весело проведем время, — имея при этом в виду нечто совсем другое. И это очень неприятно.
РП: Хорошо. В третьей части нашей программы поговорим о том, что уже в октябре будет важное событие — выборы в Координационный совет оппозиции. По этому поводу уже ломаются копья. Вот мы и поговорим о том, как надо понимать скандалы, связанные и с оппозицией, и с выборами.
Комментарии