«Действительно, в суд было направлено исковое заявление обязать провайдеров «Онгнет», «Онрела» и «Ростелеком» ограничить доступ к книгам экстремистского содержания, содержащимся на сайте этой библиотеки. Однако сложившаяся практика такова, что технической возможности ограничить доступ к отдельным материалам без закрытия сайта у них нет», — сообщил журналистам сотрудник республиканской прокуратуры.
Инцидент с «Либрусеком» замечательно отображает сущность российского государства. Бесплатные библиотеки, имя которым легион, давно портят кровь писателям, издателям и правообладателям литературных текстов. Потому что господа пираты размещают у себя не только Гомера с Пушкиным и прочих давно почивших классиков, но и модные новинки.
Читающая публика, само собой, в восторге, вот только авторы и издатели имеют с этого шиш без масла. На просьбы убрать тот или иной текст из библиотеки следует вежливый или глумливый ответ, хотя чаще всего библиотекари-пираты вообще игнорируют подобные обращения.
Представители вертикали власти на просьбы вмешаться тоже особо не реагируют: они, мол, ничего не могут сделать, серверы пиратских библиотек базируются в банановых республиках, где авторское право считают странной придурью белых людей (многократно помянутый здесь lib.rus.ec хостится аж в Эквадоре). Однако при первом намеке на угрозу государственным устоям карательная машина действует с поразительной эффективностью.
Проблема пиратства (скажем яснее: кражи чужой интеллектуальной собственности, совершаемой с особым цинизмом и в особо крупном размере) осложняется тем, что большинство наших сограждан не считают это явление чем-то предосудительным. Ограбление фуры, перевозящей колбасу, — это преступление, даже если грабители потом бесплатно раздавали «Докторскую» всем желающим. А вот распространение чужих текстов, а также музыки, фильмов или программного обеспечения у большинства не вызывает никаких отрицательных эмоций. Получается моральная дилемма: воровать и пользоваться краденым, конечно, нехорошо, но если так поступают все, то это как бы и простительно.
С другой стороны, наполеоновские планы пиратов наложить лапу на все культурное наследие человечества начиная с Гомера и Вергилия вызывают отторжение у здравомыслящих людей.
Однако в споре о «свободном распространении информации» есть один момент, подрывающий концепцию пиратов и их сторонников. Пираты оправдываются тем, что они якобы несут высокую культурную миссию, предоставляя людям возможность свободно знакомиться с достижениями творческой мысли. Но вообще-то если автор готов бесплатно подарить миру плод своего творчества, он найдет возможность это сделать. Кроме того, в последние годы все большее распространение получают так называемые электронные книги, e-books. По сути это файлы, которые можно читать как с компьютеров, так и со специальных устройств — букридеров. Электронная книга обходится дешевле всем: и издателю, которому не надо тратиться на типографские расходы, перевозку, хранение и тому подобное, и читателю, который платит за e-book в 5—10 раз меньшую сумму, чем за традиционную бумажную книгу.
В ближайшие годы e-books произведут в литературе революцию, сравнимую с той, которая произошла при изобретении книгопечатания. Уже сейчас в Британии количество платных электронных публикаций превысило количество бумажных как по общей стоимости с учетом тиражей, так и по наименованиям, пишет Тарас Бурмистров в статье «Революция Kindle» на сайте АПН.
Однако в России удобные e-books пока не слишком популярны. И разгул пиратов — одна из причин того, почему рынок электронных книг в нашей стране не развивается. Россияне знают, что практически любую книгу можно найти в халявных пиратских библиотеках. Платить за бумажную книгу — это нормально, но покупать, пусть за два-три доллара, файл с текстом с точки зрения большинства столь же нелепо, как платить за воздух.
Ситуацию вокруг «Либрусека», пиратства и перспектив электронного книгоиздания «Особая буква» обсудила с писателями Сергеем Шаргуновым и Львом Прозоровым.
«То, что блокировали «Либрусек» за какие-то «экстремистские» тексты, — это отвратно, — сказал Шаргунов. — Я являюсь горячим сторонником отмены 282-й статьи УК РФ и прекращения преследования людей за высказывания — если только они не призывали к немедленному умерщвлению кого-либо. Недавно в одном российском вузе заблокировали сайт Виктора Шендеровича. Как бы критически я подчас ни относился к Шендеровичу, действия руководства вуза — обыкновенная дикость. Если «Либрусек» заблокировали из-за экстремистских материалов — остается только со вздохом прошептать: «Маразм крепчал!»
При этом писатель, по собственному выражению, «двумя руками за пиратство». «Это бьет по моему кошельку, но греет мое сердце. Это вызывает скрежет зубовный моих издателей, но чем больше народу так или иначе прочитает мою прозу — тем лучше. К тому же в последнее время воровство текстов начинает регулироваться, появляются сайты, где за копеечку можно познакомиться с текстами разных людей. Постепенно пиратов будут поджимать. Их будут пришвартовывать к берегам рынка. Это будут не флотилии, уже шлюпки», — рассуждает Шаргунов.
Судьба текстов, считает он, не зависит от того, кто их прочитает бесплатно или «торганет налево»: она связана с отношением к ним читателя. И это не может быть подтверждено линейными интерпретациями. Иногда это связано с доступностью текстов, а иногда, наоборот, с тем, что есть какой-то фильтр, и это подхлестывает интерес.
Взгляд на перспективы книгоиздания у Шаргунова весьма своеобразный:
«Да, есть такая проблема, что пиратство тормозит развитие электронного книгоиздания. Но я думаю, электронное книгоиздание начинает развиваться, и это неизбежная история, как и появление электронных учебников. Лично для меня обычная книга важнее электронной. Можно сказать, что я архаик, ретроград, но я предпочитаю бумажную книгу. С бумажной книгой можно залезть в постель, спать в обнимку, листать намокающую в ванной, ее можно заляпывать, ставить на нее сковородку с яичницей, обнаружить в ней ароматный смородиновый листок. Я думаю, что будущее не за электронными книгами. Электронная книга — это завтрашний день, а будущее — за ностальгией по книгам бумажным и их реабилитацией. И это день послезавтрашний».
В свою очередь, историк и литератор Лев Прозоров относится к проблеме пиратства философски. Он «сильно сомневается», что это явление можно победить, поскольку кража интеллектуальной собственности — очень древняя вещь. Причем помимо воровского распространения чужих текстов есть и такое явление, как плагиат, порой довольно бессовестный.
«Пару лет назад мне попалась книга, роман XIX века, фамилию автора и название я навскидку не вспомню. Но я помню, как раскрываю книгу и вижу там целые страницы, без зазрения совести «позаимствованные» из одного романа Александра Фомича Вельтмана — был такой писатель, датчанин по происхождению, как и Владимир Даль», — вспоминает Прозоров.
«Мои книги, с одной стороны, достаточно рано появились в Интернете и тем не менее переиздаются. Поэтому лично для себя я большой беды в пиратстве не вижу — говорит писатель. — В деятельности «Либрусека» меня возмущает другое: ладно бы они, украв тексты, выкладывали их бесплатно, но они последнее время начали брать деньги за чужую работу!»
Материал подготовили: Виталий Корж, Александр Газов
Комментарии