Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Что происходит с образованием в столице
ЛГ: Образование, здравоохранение, культура. С чего начнем?
АК: Давайте с образования.
ЛГ: Итак, новый Закон об образовании, который совсем недавно был принят.
АК: Я твердо убежден, что модернизацию государства нельзя осуществить без создания должной системы образования, которое растило бы кадры, способные управлять страной.
В Мосгордуме рассматривался проект закона об образовании, внесенный правительством Российской Федерации. Это новая редакция. Она возникла в результате необходимости полного изменения закона, который действовал у нас в течение 20 лет, поскольку никакие косметические правки уже не помогали.
Но мы видим, что шаги, которые предпринимались — и сегодня, при рассмотрении закона, и более ранние, — не ведут к созданию системы образования, доступного для всех (эгалитарного образования). Напротив, речь идет о системе элитарного образования. Меняется и роль государства в этой сфере — теперь оно не создает условия, равные для всех, а может оказывать содействие, может создавать условия. Но не обязано этого делать.
Оно создает условия, при которых кто-то может получить образование качественное — среднее, среднее профессиональное и высшее.
ЛГ: А этот кто-то, который может получить качественное образование, он может получить его потому, что у него есть деньги, или потому, что у него есть мозги?
АК: Только потому, что есть деньги, к сожалению.
ЛГ: Вы считаете, что новый Закон об образовании как раз на это и работает?
АК: Да. Если говорить о процедуре принятия этого закона, то такое, наверно, было впервые — больше полугода обсуждалось все на разных форумах. Я лично еще полгода назад, когда Медведев был президентом, имел возможность задать вопрос по этой теме. Но так и не получил никакого конкретного ответа.
Здесь есть еще одна особенность — альтернативный закон, подготовленный такими экспертами, как Олег Николаевич Смолин, нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов, и другими. КПРФ в этом участвовала. Так вот, ими был подготовлен свой проект закона о народном образовании. 76 принципиальных позиций. По 12 позициям сошлись. По всем остальным не сходимся.
Я думаю, нужно сказать еще о том, что происходит с образованием в Москве. А в Москве сейчас идет процесс слияния школ.
ЛГ: И это весьма болезненный процесс. Я знаю, что уходят учителя, уходят директора.
АК: Вот цифры, которые есть у меня: 684 образовательных учреждения подверглись слияниям. Причем Исаак Иосифович Калина, руководитель Департамента образования, заявлял о том, что это добровольное слияние.
Но по факту мы видим слияние специализированных образовательных учреждений с далеко не специализированными (если не сказать отстающими); слияние образовательных учреждений с дошкольными.
Создаются некие холдинги (так их уже в простонародье называют), когда в одном образовательном учреждении, с одной лицензией наличествует сразу несколько организаций.
ЛГ: А на выходе кто получается?
АК: Заявлена основа этой программы — модернизация системы управления. Пожалуй, это самое убийственное, что могло прозвучать в данной сфере. Нельзя заниматься модернизацией системы управления в сфере образования. Нужно в первую очередь заниматься образованием.
Сопутствующим фактом такого слияния стало то, что около 80 директоров школ были уволены. Кто-то якобы ушел по собственному желанию, кого-то якобы уволили за финансовые махинации. Но мне кажется, здесь процесс другой. Никакой добровольности не было. Добровольно-принудительный порядок: кто не захотел, того уволили.
Показательный факт: на «Марше миллионов» была колонна педагогов. Они уже не видят возможности иначе высказать свою позицию, кроме как на улице. И в дополнение к жилищно-коммунальному хозяйству мы увидим и эту интеллектуальную часть, которая всегда находилась в стороне от протестного движения. Она даже, можно сказать, обеспечивала выборы. По данным ГИК, до 50 процентов членов избирательных комиссий были учителя.
Представляете, какой абсурд? Я не открою секрета, если скажу, что эти люди организовывали выборы: кто-то вбрасывал, кто-то фальсифицировал — за обещание того, что они и дальше будут жить, им будут давать деньги на развитие.
ЛГ: Есть-то хочется, конечно. И жить хочется.
АК: А сейчас их морально уничтожили, потому что все, к сожалению, воспринимают учителей как фальсификаторов выборов. А теперь их еще выкидывают из школы через Закон об образовании.
Я не знаю, чем все это закончится, если Государственная дума не предпримет шагов по отмене 83-го закона — «Коммерциализация бюджетной сферы». Потому что здесь и образование, и здравоохранение. А ведь в нашей Конституции указано, что государство обеспечивает это все бесплатно.
ЛГ: Мы с вами не успели, к сожалению, поговорить о здравоохранении и культуре, но я думаю, вы еще придете к нам через некоторое время. Вот тогда мы и затронем эти вопросы. Спасибо огромное. Андрей Клычков, руководитель фракции КПРФ в Московской городской думе, был у нас в гостях.
Материал подготовили: Лев Гулько, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Нина Лебедева, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии