Причины катастрофического наводнения до конца не выяснены. По официальным данным, паводок спровоцировали обильные дожди, выпавшие в горах в течение недели, предшествовавшей катастрофе. Однако большое распространение получила версия о том, что наводнение было вызвано целенаправленным сбросом из Неберджаевского водохранилища. Якобы в случае неконтролируемого прорыва масса воды могла ударить по Новороссийску или даже по неким важным объектам «Роснефти».
Эту версию яростно опровергают власти. И их доводы весьма убедительны. Но есть факты, от которых не отвертеться. Несмотря на то что опасность наводнения была очевидна как минимум за несколько часов, местное начальство не потрудилось оповестить жителей. Что-то якобы мелькало в «бегущей строке» местных телеканалов, вроде бы рассылались какие-то SMS, пришедшие уже на следующий день, но для большинства наводнение стало неожиданностью. Экстренные службы тоже оказались не на высоте: первыми на помощь залитому водой и грязью курортному городу пришли спасатели-добровольцы. В спасательной операции приняла участие вся страна. Лето 2012 года было временем колоссального волонтерского подъема.
Со временем, конечно, события в Крымске отошли на второй план. Политизированная часть гражданского общества увлеклась процессом Pussy Riot, а краевые и федеральные руководители с грехом пополам взяли ситуацию под контроль. СМИ сообщали об успешных восстановительных работах и о компенсациях, которые получают жители пострадавшего региона.
Правда, умеренный официальный оптимизм разделяли далеко не все. Периодически возникали слухи о массовых захоронениях жертв катастрофы, которых зарыли тайком, чтобы не омрачать статистику. Так, на кладбище вблизи хутора Ленина вскоре после наводнения были похоронены четыре десятка «неизвестных».
«Погибших минимум пять с половиной тысяч, — утверждает KasatkaKsy (орфография и пунктуация соответствуют оригиналу). — Это только те, кто прошел через морг. Отдыхающих, которые погибли в набитых под завязку курортных поселках, никто не считает. Их начнут искать родные, когда пройдут все сроки возвращения домой. Но ничего не найдут. Полу тыкано палками с табличками «Мужчина» «Женщина» и так далее. Родным не отдают тела, даже которые они опознали. Оставшиеся в живых опознали своего двоюродного дядю. Просили выдать, что бы похоронить. Умоляли — «Напишем заявление что отказываемся от двух миллионов, от дома, всех компенсаций. У него вся семья погибла, некому претендовать. Дайте похоронить!»
Не отдали. Потому что если отдать, придется менять официальную статистику. Так и попал в безымянную могилу под табличку «Мужчина». Даже не сказали где эта табличка.
Врачам запрещено ставить причину смерти «утопление». А то жирно им будет на каждого утонувшего по два лимона. Умерли трое — значит у двоих коронарная недостаточность, одному, так и быть, напишем утопление.
Расселили в школы и детские сады? Да, расселили. Только выкинули на свежий воздух перед первым сентября. На участки с голой землей, по которой прошел трактор все сгребая.
Соседку моей знакомой, молодую женщину с новорожденным ребенком выкинули в палатку на такой участок. У нее все погибли — муж, дедушки, братья, сестры. Остался только грудничок и пожилая мама. Зимовать, судя по всему происходящему, предстоит им тоже в палатке. Она уже не плачет. Говорит, что лучше бы утонула с ребенком. Уже бы не мучалась.
Когда приезжал Путин, МЧС объявил о второй волне и организовало срочную эвакуацию из города. Посадили в военные грузовики, вывезли за город, сказали ждать. Великому Пу показали две оперативно зачищенные потемкинскые улицы. Людей нет, все расселены, все хорошо. Когда Пу уехал, команде эвакуации передали отбой и грузовики уехали. Без людей. Люди сами, пешком добирались обратно в город.
Так как общаюсь не с сетевыми хомячками, а с реальным человеком в реальной жизни. В устной форме, то один из первых вопросов был таким же — почему вы молчите?
На что девушка ответила, что сначала они пытались озвучить правду. После первой поездки домой с гуманитарной помощью. Но все фотки сразу убираются, все отслеживается и модерируется. В самом городе отключали мобильную связь. И так далее. Местным жителям убедительно сообщают, что тот, кто будем максимально выеживаться, получит меньше всех. Или вообще ничего не получит. И самое главное, чем моя знакомая завершила ответ на вопрос, — нам никто не верит. Ведь по телевизору показывают, что все зашибись, квартиры, плиты, холодильники, деньги.
Единственное, в чем власть пошла навстречу жителям Крымска, — официально признала, что сброс был. И что шлюзы у этого водохранилища все-таки есть. Потому что когда из него же затопили Темрюк в 2002, шлюзы открывали».
Однако через несколько месяцев о случившемся в Крымске вспоминали только те, кого это непосредственно коснулось, да еще участники спасательной операции. Но недавно крымская трагедия получила продолжение. Выяснилось, что жители Крымска теперь должны родному государству.
«По ситуации в Крымске проблему услышал. Поручил тщательно разобраться в каждом случае. Если коротко, то дело не в том, что людям недоплатили компенсации. Как раз наоборот — переплатили», — утверждает губернатор Александр Ткачев.
У властей края есть несколько версий того, как такое могло случиться. Например, расчеты ущерба производили одни структуры, а выплаты — другие. А некоторые недобросовестные граждане, оказывается, дважды получили компенсацию.
«У некоторых ситуация такая: им выплатили деньги на капремонт, однако они через суд добились признания их домов аварийными, и по решению суда им будет предоставлено за счет государства новое жилье. В таких случаях чиновники действуют вполне обоснованно, требуя вернуть выделенные на капремонт деньги. И, более того, люди сами понимают это и даже сами выходят с предложением вернуть деньги за капремонт», — цитирует «Эксперт» представителей местных правоохранительных органов.
«Письма счастья» от краевых властей с требованием вернуть часть компенсации уже получили 203 семьи.
Компенсация на капитальный ремонт исчислялась с евангельской простотой — 5 тыс. рублей за квадратный метр жилой площади, залитый водой. Как чиновники определяли, какой участок дома был залит водой, а какой нет, — неизвестно. Достаточно ли для людей, разоренных наводнением, такой компенсации — сложный вопрос.
Президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин, участвовавший в гуманитарной операции в Крымске, скептически относится к расчетам чиновников.
«Дома в Крымске построены в основном из самана — то есть смеси глины, навоза и соломы. Порою снаружи саман обложен кирпичом, но это не всегда. Иногда над саманным первым этажом надстроен второй, а снизу выкопан подвал. Будучи погружен в воду, саман ведет себя как нормальная необожженная глина — то есть начинает воду набирать, распухать, растворяться и постепенно рушиться. А учитывая органические примеси в самане и в самой воде — вся эта радость начинает потихоньку гнить. А после того как вода уйдет — саман не отдает ее очень долго, оставаясь сырым на многие месяцы и деформируясь в холода», — приводит слова Берхина сайт «Православие и мир».
«И вот на ремонт такого вот материала было выделено 5 тыс. рублей на квадратный метр. Кстати, никто так и не узнал, как придумали именно эту цифру. А ведь кроме стен есть еще полы, которые просто смыло, окна, которые выбило, и залитые мулякой подвалы. А также испорченные колодцы и погибший огород.
Сроки на ремонт отводились крайне сжатые. Под угрозой не выдать бытовую технику от людей требовали закончить ремонт к 10 октября. При этом сушкой сырого самана заниматься предлагали на собственные средства, в свободное от работы время. Добровольцев из Дрома, которые на деньги Отдела церковной благотворительности этим занимались, была сущая горстка, и за два месяца они посушили порядка 60 строений. Из нескольких тысяч пострадавших домов. Сушить один дом надо несколько дней с утра до вечера, день работы одной пушки стоит порядка 1 тыс. рублей. Этих денег никто не компенсировал, времени на просушку никто не дал.
Что происходит в городе, когда там одновременно очень большая нужда в ремонтных работах, свободная денежная масса и ограниченные сроки? Правильно — строительный бум и резкий подъем цен на материалы и работы.
Вместе все эти факторы привели к тому, что денег на ремонт не хватало просто страшно, времени не было, а тот ремонт, который делался, делался изначально как временный, потому что все понимали: зимой мокрые дома пойдут трещинами, покроются плесенью, и летом ремонт придется делать заново».
В настоящее время вопросом компенсаций занимается краевая прокуратура. Не исключено, что в итоге людей, которых летом фактически бросили на произвол судьбы перед лицом стихии, а в первые дни после катастрофы пугали ответственностью за распространение «панических слухов», теперь попросят раскошелиться.
Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов
Комментарии