Сегодня у нас в гостях Александр Коновалов — президент Института стратегических оценок, профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики
Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сегодня у нас в гостях Александр Коновалов — президент Института стратегических оценок, профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики
О газопроводе «Набукко» — 4.19
Л.Г.: Газопровод «Набукко» — еще одна тема, которая нашла отражение в СМИ. Конечно, «Набукко» является альтернативой российскому газу и «Южному потоку», но, как считают некоторые эксперты и самый главный наш эксперт президент Дмитрий Медведев, этого подписания российские власти в общем не испугались.
П.Ш.: Нет, все-таки испугались. Ничего хорошего в «Набукко» для нас нет. Вот уже и Болгария приостановила переговоры о своем участии в проекте «Южный поток», и с «Северным» уже не так все гладко. Согласитесь, речь идет о конкурентном газопроводе.
А.К.: В какой-то степени да. Хотя там были разговоры о том, что, может быть, для наполнения «Набукко», если он все-таки будет построен, понадобится и наш газ. Потому что на самом деле «Набукко» строится в расчете на газ Ирана и газ Казахстана.
П.Ш.: А Туркмения?
А.К.: Туркмения в меньшей степени.
П.Ш.: Посмотрим на карту — как у нас тут все продвигается. Голубым цветом показано «Набукко». Видно, что запитывается он не из Туркмении, а больше из Казахстана.
А.К.: Предполагалось еще, что по дну Каспия будет пущена иранская ветка.
Л.Г.: То есть бояться нам нечего?
А.К.: Нечего. В том плане, что, во-первых, «Набукко» в одиночку ничего не покроет. Во-вторых, для нас пока, как мне кажется, важнее «Северный поток». Важнее провести мощный газопровод в Германию — сделать ее нашим основным дистрибьютором газа в Европе.
П.Ш.: Этому же сопротивляются скандинавы. И довольно успешно.
А.К.: Они сопротивляются больше по экологическим соображениям, хотя и экономические там тоже присутствуют. Дело в том, что дно Балтийского моря — это столько войн и столько истории: до сих пор не понятно, где захоронены остатки химического оружия, где затоплены боеприпасы.
П.Ш.: Кстати, довольно много газопроводов там уже лежит.
А.К.: Да. Но я считаю, что при желании новый газопровод можно безопасно проложить. Мне кажется, что Германия с ее авторитетом и влиянием в Европе на нашей стороне и поможет нам довести это дело до строительства и реализации. Будет ли построен «Набукко»? В нынешнем виде этот проект больше политический, чем экономический. Потому что в нынешней ситуации заполнение трубопровода «Набукко» газом остается вопросом открытым. Что закачивать в него — никто не знает.
Если подводить итог, то пока мы играем в разные игры с Украиной и демонстрируем, что мы правы, — мы действительно будем правы. Но мы так воспользовались своей правотой, что в результате те, кто не собирался диверсифицировать газовые источники, начали это делать лихорадочно. И доля нашего газа в европейском потреблении снизилась почти вдвое.
При этом, конечно, дать столько газа Европе, сколько может Россия, никто не может.
Комментарии