Сегодня у нас в гостях Александр Коновалов — президент Института стратегических оценок, профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики
Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сегодня у нас в гостях Александр Коновалов — президент Института стратегических оценок, профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики
Об иранской ядерной угрозе — 8.01
Л.Г.: Как мне кажется, еще одна важная тема обсуждалась на встрече Медведева и Меркель — это Иран во всех его аспектах. В частности, что с ним делать?
П.Ш.: Работать надо с Ираном.
А.К.: Вспоминается, конечно, 1981 год, когда аналогичная проблема была в Ираке. Когда Израиль ночью поднял несколько военных истребителей и в полном радиомолчании налетел на Ирак. Где практически уже был построен ядерный реактор, но еще не загружен топливом. За одну ночь израильтяне стерли его в порошок.
Израиль очень сильно осуждался мировым сообществом, поскольку это действительно было нарушением международных норм. Сейчас ситуация развивается очень быстро в Иране в сторону возможности приобретения им ядерного оружия и чуть позже — средств доставки. Иран разрабатывает и ракетную программу, и уже построил такое количество газовых центрифуг, которые позволяют получать — в небольших, правда, количествах — оружейный уран, из которого уже можно делать боезаряды.
По данным израильской разведки, к новому году Иран может создать первое ядерное устройство. Хотя он и является членом договора о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Но дело в том, что договор не тюрьма — можно уведомить за несколько месяцев и выйти из него. И все будет в порядке. Как уже не раз делала Северная Корея.
Здесь сейчас назревает нарыв, который либо пройдет, либо вырвется наружу.
Мы привыкли считать Израиль марионеточным государством — что Америка скажет, то он и сделает. Это не так. Израиль имеет свою концепцию безопасности и будет действовать исключительно в соответствии со своими представлениями о безопасности. Безопасность же Израиля может быть обеспечена только в том случае, если израильский ядерный потенциал будет единственным ядерным потенциалом в регионе.
Л.Г.: Я скажу больше: страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия, Египет, Катар, ОАЭ, тоже бы рады избавиться от ядерного Ирана.
П.Ш.: Но, с другой стороны, надо учитывать, что та же самая Северная Корея или тот же самый Иран, имеющие ядерные боеголовки, разработки, обеспечивают себе безопасность. Потому что Северная Корея грозит пульнуть — и с ней не связываются.
Л.Г.: Кому они безопасность обеспечивают?
П.Ш.: Самим себе.
Л.Г.: Вот именно. А другим странам они обеспечивают огромную опасность.
П.Ш.: Безусловно. Но при этом их концепция — попробуй на них напади, пульнут ракету — и все.
Л.Г.: Они не успеют.
А.К.: Не успеют, действительно. И потом, им пока пулять нечего: у них нет того, что можно было бы куда-нибудь доставить. На мой взгляд, программа Северной Кореи — это очень большой блеф.
П.Ш.: Тем не менее Иран закупал у них ракеты.
А.К.: Оборудование, да. Главным распространителем, кстати говоря, был Пакистан в свое время. И для тех, и для других. Но дело в том, что иракский метод — нападения и уничтожения, как поступил Израиль, отбросив ядерную программу Саддама на десятки лет назад и фактически ее закрыв, — к Ирану не очень применим. Потому что в смысле рельефа местности страна очень тяжелая. Ядерная структура у них глубоко под землей.
И здесь борются две тенденции: с одной стороны, в Иране идут очень глубокие внутренние изменения — созревают оппозиция и недовольство режимом. Режим, наверное, даже бы хотел, чтобы сейчас по нему ударили, и ударили как следует. Это позволит сплотить народ.
П.Ш.: Израиль наверняка учитывает это обстоятельство.
А.К.: Нельзя учесть все обстоятельства. Американцы тоже учитывали все обстоятельства перед вторжением в Ирак. Оказалось все, мягко говоря, совсем не так, как они учитывали.
Есть разные точки зрения. Вот недавно израильский премьер был вызван в США специально по просьбе Барака Обамы, потому что появились сообщения, что Израиль готовится к нападению на Иран. Если Израиль будет считать, что это нужно для безопасности — ни с какой Америкой он не будет считаться.
Насколько известно, Обаме удалось достигнуть компромисса. Израиль сказал, что пока ничего сам в одиночку он делать не будет. Но он добился от Америки признания, что дело срочное, что проблема развивается опасными темпами и что максимальная отсрочка, которая может быть дана Ирану, — до нового года. Самое большее.
Л.Г.: Как мне кажется, Израиль не скрывает, что готовится к нападению, и обеспечивает необходимую информационную поддержку.
А.К.: Действительно, он демонстрирует свою решимость. И косвенно подтверждает, что есть противостояние мусульманско-израильское, а есть шиитско-сунитское. Вот шиитско-сунитское может оказаться сильнее арабо-израильского противостояния. Потому что Иран — страна шиитская и претендующая на главенствующие роли в регионе.
Если предположить, что Иран создает собственное ядерное оружие и средства доставки, я не могу себе представить, на чьей стороне окажутся Саудовская Аравия, Египет и другие государства.
В этой связи я вспоминаю, как однажды нашего дипломата спросили: вы не боитесь поставлять в Иран оружие, ведь он близкий ваш сосед — вы сами-то ему доверяете? Наш дипломат ответил: доверяем, еще со времен…
Комментарии