Доллар = 76,42
Евро = 82,71
О визите вице-президента США Джо Байдена на Украину и в Грузию
Сегодня у нас в гостях Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития.
Лев Гулько: Давайте подведем итоги недели вместе с нашим гостем, основываясь на российской прессе. И не только, кстати говоря, российской. Начнем с визита вице-президента Соединенных Штатов Америки Джо Байдена на Украину и в Грузию. Как пишут газеты, в частности «Файнейшнл Таймс», в ходе турне, призванного заверить Украину и Грузию в поддержке стран Соединенными Штатами, Байден выразил обеспокоенность новой администрации как курсом Киева, так и Грузией. Контакты между лидерами до такой степени не должны быть разорваны. Потому что получается политическое позерство. По-видимому, все это препятствует прогрессу. «Дружба невозможна без честности», — сказал Байден. И дальше — риторический вопрос: «Можете ли вы мне назвать страну, где демократия расцветает, несмотря на то что экономика не работает?»
Павел Шипилин: Кстати, Лев, ты, между прочим, взял эту цитату из «Файнейшнл Таймс». Есть еще другая. Мы ее с тобой как-то упустили. Но она любопытная: «Украина и Грузия добиваются получения гарантий безопасности от Запада в свете прошлогодней грузино-российской войны». То есть они подчеркивают этот момент. «Но политическая война на Украине и заявление о том, что грузинские власти действовали безрассудно в преддверии прошлогоднего конфликта, нанесли мощный удар по надеждам этих стран о вступлении в НАТО». Во время визита это же все происходило.
ЛГ: Он для этого и приехал.
Евгений Гонтмахер: Я хочу сказать, давайте мы с вами поймем. На Украине скоро президентские выборы. Кто будет президентом — об этом пока никто не знает, даже сами украинцы. Я рискну предположить, что Яценюк.
ПШ: Как вице-президент США скажет, так и будет.
ЕГ: Наверное, не совсем так. Важно то, что со всеми ними никаких далеко идущих планов не будет. То же самое и с Грузией. Я не помню, когда у них очередные выборы, положенные по Конституции.
ПШ: В 2013 году.
ЕГ: Ну, до 2013 года будут еще и парламентские выборы. Ситуация достаточно неопределенная. И в этом смысле, мне кажется, визит Байдена был чисто психологический. Показать, что их не бросили. Потому что они, конечно, обеспокоились после визита Обамы в Москву.
ПШ: Чувствовалось их беспокойство.
ЕГ: И вот приехал Байден, который сказал: «Ребята, мы с вами». Но никаких конкретных обязательств он им не дал. В частности по НАТО — это точно.
ПШ: Саакашвили иначе все интепретировал.
ЕГ: Я бы сказал, что мы все прекрасно видим, даже не специалисты, что Грузию в НАТО никто не возьмет. Не потому, что они не любят Грузию и любят Россию. Потому что смысла нет брать страну, у который открытый конфликт с Россией и нерешенные территориальные вопросы. Есть единственный претендент — Кипр. Но уверяю вас, что на Кипре в ближайшей перспективе произойдет какое-то объединение. Там все к этому идет. По крайней мере Европа этим очень плотно занимается. А здесь же — тупик с точки зрения России и Грузии. Есть какие-то перспективы, что Абхазия когда-нибудь снова станет частью Грузии? Я думаю, нет.
ЛГ: Нет, конечно. Надо признать, что этого не будет никогда.
ЕГ: Мне кажется, визит носит чисто психологический характер. И американцы присматриваются, что там будет дальше. В зависимости от этого будут дальше вести какую-нибудь политику.
ПШ: Очень любопытно. Получается, что психологический характер этого визита со стороны американцев — они поддерживают эти две стороны — Украину и Грузию. А ведь это могло и так это выглядеть, что Америка просто пытается сохранить лицо. Потому что она же не может забыть вообще об этих регионах.
ЕГ: Я думаю, что скорее сохранить лицо. Что значит поддерживает? Ну да, Украина и Грузия — независимые суверенные государства, державы. В этом смысле Соединенные Штаты всегда стоят на этой позиции. Байден сказал, они никогда не признают, что Южная Осетия и Абхазия независимые государства.
ЛГ: Плюс к этому стратегические. Выход там ко всяким разным вещам.
ЕГ: Естественно. Будущих путей и нынешних путей нефти, газа. Но не более того. Я повторю: американцы таких резких шагов, которые бы хоть какую-то грань пересекали — например, вступление в НАТО…
ЛГ: Если подводить итог — Обама приехал к нам, а Байден приехал туда.
ЕГ: Давайте мы с вами еще вспомним вот это скандальное письмо бывших лидеров стран Восточной Европы. Это же все в комплексе. То есть визит Обамы — он открыл какую-то страницу в отношениях с Россией, трудно сказать — новую, не новую. Что-то такое открылось, но что дальше будет — непонятно. Но тут нужно было пешки все расставить для американцев и в эту сторону, и в ту сторону. Я думаю, что у них еще будет разговор с китайцами по этому поводу, разговор с Европой. Что они имеют в виду под «перезагрузкой с Россией». Россия на сто процентов в центре всех этих событий, с моей точки зрения.
Комментарии