Доллар = 76,42
Евро = 82,71
О поставках оружия в Грузию и о стремлении Украины вступить в НАТО
Павел Шипилин: Добрый день. Сегодня у нас в гостях заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Лев Гулько: Главная тема этой недели — послание президента Российской Федерации Дмитрия Медведева ко всему украинскому народу. Он обвинил украинское руководство в проведении антироссийского курса и объявил, что прибытие российского посла откладывается. Мы разобьем нашу беседу на несколько пунктов.
Первый пункт. Президент отмечает, что негативный общественный резонанс вызвала антироссийская позиция Украины с нападением Саакашвили на Южную Осетию. Спустя год после трагических событий остро встает вопрос о том, что мирных жителей и российских миротворцев убивали в Цхинвале из украинского оружия. Об этом заявил президент РФ.
ПШ: У Виктора Ющенко есть своя версия и трактовка того, что произошло. Он уже ответил российскому президенту: «Следует напомнить, что Грузия не была и сейчас не является объектом международных санкций ООН, ОБСЕ, Европейского союза и других организаций на поставке военной техники или товаров двойного использования. Вопрос в следующем: показало ли расследование, что поставки продолжались и во время военных действий? Или Украина не знала, что из этого оружия будут стрелять по российским солдатам?
Владимир Жарихин: В период военных действий наш славный Черноморский флот препятствовал поставкам оружия. Они продолжались пять дней. После поставки продолжаются, и Украина этого не скрывает. И Ющенко, и Ульянченко, его руководитель секретариата, ссылались на устав ООН о том, что Грузия не является под режимом международных санкций и мы делаем то, что делаем.
ЛГ: Но, например, израильтяне, как только все началось, тут же прекратили. От греха подальше.
ВЖ: Я как раз и веду к этому. Те же самые американцы, которые не под режимом договора о дружбе и сотрудничестве с Россией заявили, что после августа 2008 они прекратили поставки вооружений в Грузию. То есть страна, которая является членом ООН и имеет на это право, от этого воздержалась, а страна, которая имеет с нами договор, где один из пунктов гласит, что «стороны воздерживаются от действий, которые могли бы ухудшить безопасность другой страны», — тем не менее они продолжают поставки как ни в чем не бывало. Это является определенным вызовом по отношению к России и, с моей точи зрения, аморальным действием.
ПШ: Но, возможно, Украина пытается стать на формальную позицию, которая не противоречит условиям договоренностей. Грузия не входит в число стран-изгоев.
ВЖ: Есть кроме договоров общих, международных, и двухсторонний договор. Как быть с ним?
ПШ: Вот вопрос.
ВЖ: Да. Мы пролонгировали договор и долго рассматривали, и было много вопросов. Там четко прописано, что мы стратегические партнеры и не делаем таких вещей, которые ухудшают безопасность партнеров. Но поставки оружия в Грузию откровенно ухудшают нашу безопасность. Это нарушение договора.
ЛГ: То есть президент наш прав?
ВЖ: Прав. По совести он прав, и по совести Ющенко не прав. И он это понимает. И это понимает большинство населения Украины. Все соцопросы показывают, что Россия права.
Некоторые говорят, что если многие страны не признали Южную Осетию, значит, они не на вашей стороне. Да, не признали, это проблема. Но не один лидер СНГ за год с Саакашвили не общался в отличие от Ющенко.
Комментарии