Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Соцопрос: россияне больше не хотят быть бандитами (5 мин. 56 сек.)
ЛГ: Газета «Труд» провела опрос: кем люди мечтали быть в 1999 году и кем они хотят стать сейчас. Россияне, мечтавшие стать бандитами, хотят сейчас стать прокурорами. Профессии мечты: на первом месте банкиры — ими хотели стать 40 процентов россиян в 1999 году и 43 процента сейчас. Звезда эстрады — 23 процента в 1999-м и 24 процента сейчас.
На втором месте после банкиров в 1999 году были преступные авторитеты — 28 процентов. Сейчас преступный авторитет с 13 процентами откатился на восьмое место. Дальше идут судьи, прокуроры, адвокаты. На четвертом месте министр, на пятом — чиновник, на шестом — мэр большого города, на седьмом — предприниматель, на восьмом — уже упомянутый преступный авторитет. На девятом месте профессия врача: в 1999 году было 3 процента, сейчас 10 — что уже хорошо. Десятое место — фотомодель.
ПШ: По моим ощущениям, бандиты «съехали» по доходам.
ВМ: Многие из них легализовались, стали собственниками. Резко выросли вес и влияние административных постов. Люди хотят на госслужбу — быть прокурорами, чиновниками. Этого не было десять лет назад. Совершенно очевидно, вырос вес власти. Власти «рулят» экономикой и теми деньгами, которые там вращаются. Они задают нам стандарты общественной жизни, истории, культуры. Они хозяева в нашей стране.
Еще десять лет назад это было не так. Десять лет назад была вязкая борьба между государством и обществом за влияние. Различными способами государственные чиновники пытались подчинить себе общество. Периодически этим попыткам давался отпор. Но не всегда обществу удавалось отстаивать свои интересы. Таким ползучим образом государство захватило пальму первенства и утвердилось во всех сферах нашей жизни, снимая коррупционную, административную ренту и все материальные прелести.
Тут нет ничего нового. Люди это видят. Эти цифры приносил еще Ходорковский на ту самую встречу с президентом в феврале 2003 года в Кремле. Число желающих стать чиновником растет в отличие от тех, кто хочет работать в бизнесе. В бизнесе ты несешь ответственность за все, что делаешь. Можешь рискнуть и все потерять. А на чиновничьем посту снимай себе ренту и снимай. Это не новая проблема.
ПШ: А вас не смущает место министра? Вы же работали заместителем министра. Киркоров остался на том месте, где и был. А популярность министерского поста выросла с 15 до 20 процентов. Это приличный скачок.
ЛГ: Но ниже, чем судья.
ВМ: Судья — это то, что люди видят в повседневной жизни. Многие сталкиваются с судебными профессиями. У многих знакомые там работают. Они знают, какая это, извините за выражение, хлебная должность.
ПШ: А что, о должности министра знают не многие?
ВМ: Поверьте мне на слово, далеко не все министерские должности хлебные. Но тем не менее люди воспринимают министерский портфель как прямую дорогу к благополучию. Люди сталкиваются с министрами или членами их семей, отпрысками. Знают, как они прекрасно живут, какие у них виллы, доходы. Поэтому неудивительно, что у министерской должности такой скачок популярности.
ПШ: Эта цифра порадовала — рост популярности профессии врача.
ЛГ: Меня тоже порадовала.
ВМ: У работников бюджетной сферы в последние годы существенно выросла заработная плата по сравнению с теми копейками, которые они получали в конце 90-х годов. Хотя в кризис хорошая жизнь закончилась. Нам сказали, что пенсионерам продолжат повышать пенсии, а бюджетникам больше не повысят зарплату. Хотя инфляция у нас высокая. Думаю, популярность бюджетных профессий будет падать.
Комментарии